25 марта, 2023
Художественная роспись по дереву в селе Пронькино Бугурусланского района
Художественная роспись — искусство декорирования красками или кистью какой-либо поверхности. Она является одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении многих столетий являлись частью повседневной жизни и культуры народа.
История росписи по дереву уходит в далекое прошлое, Когда люди научились изготавливать предметы и посуду из дерева, им захотелось каким-то образом украсить свой быт и обогатить его. Считалось, что расписные вещи отгоняли злых духов. В качестве красок изначально использовали сырье, которое было распространено в их местности (глина, уголь, мел), поэтому роспись каждого региона до сих пор уникальна и узнаваема.
Народное и декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью художественной культуры. На сегодняшний день роспись является одним из актуальных направлений. Жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь красоту. Гжельская керамика, городецкие блюдца, посуда, расписанная под хохлому, всё больше входят в наш быт как художественные произведения, сохраняя историческую связь времен.
Формы жанровых направлений ОНН:
Техники и технологии.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN350
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Макеева Елизавета Витальевна, село Пронькино, Бугурусланского района Оренбургской области.
Тип ответственности: Исследователь.
Место работы/ Адрес:
Местонахождение: Оренбургская область, Бугурусланский район, село Пронькино.
Место бытования:
Оренбургская область, Бугурусланский район, село Пронькино.
Сведения об объекте (полное описание):
В русском народном искусстве XVIII-XX вв. сложилось два основных направления декоративной росписи: графическое и свободно-кистевое (живописное).
Сначала возникла графическая роспись. В основу этой росписи положен линейный графический рисунок. Мастер рисовал травный или цветочный узор тонкой линией с помощью пера или палочки. Затем заливал фигуры разноцветными красками. Такой росписью искусно владели мастера, жившие на Северной Двине. Они писали свои композиции на светлом фоне зелеными, желтыми и красными красками. Но главным здесь был черный контур, который очерчивал весь растительный орнамент — кустики и цветы с крупными резными листьями.
Другое направление — свободная кистевая роспись. Эта роспись строится на выразительности живописного мазка и цветового пятна. Мастера этого стиля работают сразу кистью, моделируя цветом растительные формы, фигуры животных и людей.
Помимо общей техники их объединяет практически один мотив – различные варианты цветов, наносившихся красками по цветному фону.
Живописными являются ракульская, шенкурская, олонецкая (онежская), каргопольская, вятская, карельская и другие.
В технике, применяемой Макеевой Елизаветой Витальевной кистевая роспись выполняется свободно сразу кистью масляными, темперными или анилиновыми красителями.
Перед нанесением изображения основания предметов тщательно обрабатываются: выравниваются, шлифуются и зачищаются, покрываются грунтовкой для повышения адгезии.
Мастер предварительно создает эскиз изображения, затем переносит его на деревянное изделие и раскрашивает. После полного высыхания декорированную поверхность дополнительно покрывают лаком. Это увеличит период эксплуатации предмета.
Исключительность/ценность:
Роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаические времена, когда наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом. Роспись занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров домов. Ее приемы, так же, как и в резьбе, разнообразны. Лучше всего сохранилась роспись крестьянских интерьеров в областях русского Севера. В XIX веке, а часто еще и в первые десятилетия XX века роспись покрывала почти весь интерьер северной избы. Роспись — древнее искусство, передаваемое из поколение в поколение. Такой вид искусства отражает русскую культуру в изысканной работе мастеров. Ценность произведений декоративно-прикладного искусства: отражают художественные традиции, миропонимание, художественный опыт народа и сохраняет историческую память.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: русская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): Роспись, поверхность, дом, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.