6 ноября, 2018
Татарский праздник «Каз эмэсе» в селе Новобелогорка Сорочинского района
В татарской национальной культуре много весёлых праздников, обрядов, обычаев и традиций. До сих пор в селе Новобелогорка Сорочинского района сохранилась традиция «эмэсэ» — коллективный труд, когда на помощь приглашаются соседи, родственники, друзья.
Каз эмэсе — осенний праздник, о котором нам рассказала жительница села Новобелогорка Гульнара Фатыхова, он уходит корнями в глубокую древность. Поздней осенью, обычно с первым ледоставом жители татарского села Новобелогорка собирались для обработки гусиного мяса, пера и пуха. В этот день заготавливали впрок гусиное мясо и пух — на подушки, которые шли на приданое невестам. Из гусиного пуха в Новобелогорке до сих пор делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. Ни одну девушку на выданье не представишь без горы подушек, набитых гусиным пером. Да татарский дом в селе без этих подушек – не дом.
С вечера хозяйка оповещала своих соседей, родственников о предстоящей работе. Наутро приходили приглашенные помощники, начиналась трудоёмкая, кропотливая работа. Прежде, чем ощипывать гусей их надо ошпарить, но не сильно, чтобы не повредить нежную гусиную кожу. Женщины постарше наблюдали за работой молодых девушек, выбирая тем самым себе умелую, аккуратную, работящую сноху, и жену для сына.
Ну, вот работа закончена, девушки спускались к реке, чтобы помыть гусей холодной водой, по дороге разбрасывая гусиные перья. Этот обычай гласит о том, что на следующий год на тропинке будут толпиться молодые гуси. Пока девушки мыли гусей, хозяйка дома пекла блины, готовила вкусный ужин.
Девушки возвращались, переодевались в сои наряды, и тут начиналось веселье.
Ну, какое же веселье без женихов? Юноши тоже готовились к празднику. Заранее узнавали, где будет «каз эмэсе». Но только достойные парни попадали на праздник!
При входе девушки предлагали им купить крылышки. Если у юношей не было денег, сладостей или ещё чего-то, их при входе слегка били полотенцем по спине. Веселье длилось до самого утра!
Место бытования ОНН:
— Российская Федерация, Оренбургская область, Сорочинский район, с. Новобелогорка.
Формы жанровых направлений ОНН:
— Празднично-обрядовая;
ОНН зарегистрирован: Номер: ORN244
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Информации об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Гульнара Фатыхова, жительница села Новобелогорка Сорочинского района.
Тип ответственности: Хранитель.
Описание:
РЕКОНСТРУКЦИЯ ТАТАРСКОГО ПРАЗДНИКА
Добро пожаловать на праздник «Каз өмәсе».
Разговаривая между собой, с гусями в руках входит бабушка и женщины.
Бабушка: Вот как время быстро летит. Не успела оглянуться, уже наступили холода. Пора гусей ощипывать. А вот и помощницы пришли!
Приходят молодые девушки.
Бабушка: Проходите, проходите мои хорошие! Вот вам гуси, хорошо ощипывайте.
Нургиза: Гуси ваши – просто чудо,
Чистые, красивые,
Альфия: Перья, словно пух мягки,
И, как вата, белые.
Гузеля: В том заслуга бабушки Раили.
Диана: Девочки, а завтра у кого «Каз эмэсэ»?
Альфия: У моей соседки Бадри.
Бабушка: Да, мои хорошие, завтра к бабушке Бадри пойдёте.
Танзиля: Ой, какая хлопотная эта работа!
Рузалия: А у наших девушек вон как ловко получается!
Бабушка: Девушки, красавицы, вы пух, и перья отдельно раскладывайте. Из пуха я сделаю замечательную подушечку. Когда девушка выходит замуж, такие подушечки дают в приданое. Ой, девушки заговорилась я с вами, пойду блины печь.
Бабушка уходит.
Наргиза: Девушки надо сходить на речку, гусей помыть!
Девушки вешают гусей на коромысло и уходят на речку.
Заходит бабушка и соседка Галя.
Галя: Здравствуй соседушка! Ай – ай Гульчачак, твои гуси, славные какие! Один другого краше: жирные, упитанные. Сколько штук-то их было?
Бабушка: Двадцать шесть штук. Я ведь специалист!
Галя: Да, да!
Бабушка: Глазом не успела моргнуть, как девушки гусей ощипали и пошли на речку.
Галя: Я тоже недавно по вашему обычаю эмэсэ собирала. Э-э-х! У Ахата дочка, какая умница, красавица! А трудолюбивая какая! Эх, такую бы в невестки!
Бабушка: Да, красивая пара! Ахат наш родственник, надо будет, помогу.
Галя: Спасибо большое на добром слове. Хорошо было бы!
Девушки возвращаются с речки.
Наргиза: Бабулечка, я позвала парней. И девчонкам будет веселее!
Бабушка: Нет! Нет!
Наргиза: Бабулечка, пожалуйста!
Бабушка: Что делать, Галя? Просят!
Галя: Пусть придут, вон как просят! Не нарушать же обычай. Испокон веков на вечеринки женихи приходили. Вспомни, как мы с тобой гуляли….
Бабушка: Да, помню, тебя Галимжан украсть хотел! (Наргизе) Ладно, пусть приходят.
Галя: Пойдём, соседушка к нам не будем мешать молодёжи. Блины свои возьми, спокойно чай попьём, вспомним молодость.
Бабушка: Хорошо, пошли Галя. (Наргизе) Я здесь рядом буду!
Бабушка и Галя уходят.
Наргиза: Девушки, работа закончилась. Скоро парни придут. Надо себя в порядок привести.
Альфия: А ты позвала парней?
Наргиза: Конечно, позвала.
Приходят парни.
Юля: Здравствуйте, парни!
Денис: Здравствуйте, девушки! Пусть гуси ваши будут жирными!
Юля: Спасибо! Ребята, а кто вам нужен?
Альберт: Нам нужна красивая девушка.
Юля: Но выбирай, какая по душе!
Парни танцуют.
Альбина: Давайте поиграем в игру «Гусиные крылья».
Продаются крылышки
Пара – золотой
Не скупись, не жадничай
Парень молодой.
Раниль: Ого! Больно дорого, оставьте их себе.
Диана: Какие вы жадные! Тогда держитесь!
Девушки слегка бьют парней по спине красочным полотенцем.
Альфия: А теперь поиграем в «Ручеёк»!
Молодёжь играет в «Ручеёк».
Заходят все участники, и исполняется танец с подушкой.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ТАТАРСКОГО ПРАЗДНИКА
«Каз өмәсе»[1].
Разговаривая между собой, с гусями в руках (сшиты из вафельных полотенец и набиты внутри ватой) входят бабушка, дедушка и девушки (девочки подготовительной группы).
Дед: Проходите, девушки, проходите.
Бабушка: Вот так и начинается «Каз өмәсе».
Алсу: Бабушка, я на помощь для ощипывания гусей позвала подружек.
Бабушка: Очень хорошо, вместе ведь, она и работа быстрее спорится. Усаживайтесь рядком и начнем. Гусей держите вот так. Сначала выщипываем перышки из-под крыльев, их надо будет сжечь. А теперь принимаемся за остальное(показывает, девочки повторяют за ней.
Гульнур: Гуси ваши – просто чудо,
Чистые, красивые,
Перья, словно пух мягки,
И, как вата, белые.
Алия: В том заслуга бабушки Асмы.
За гусятами она ходила
Чтобы коршун и ворона их поймать бы не смогли,
Так внимательно она следила.
Лейла: А когда немного подросли,
То на речку их она водила.
Научились плавать там они
И друзей в соседях заимели.
Розалина: Вы знаете, как гуси любят речку,
Они там плавают, резвятся и играют.
Прогулки и водичка помогают им расти,
Поэтому они таки быстро вырастают.
Бабушка: А ну-ка, дед, растяни свою гармонь, пусть девушки работают с красивой песней.
Девочки исполняют татарскую народную песню «Ай, былбылым»
Дед: (подходит к девочкам) Жена, погляди-ка, девочки так мастерски справляются, не скажи, что малы еще… А ну-ка, и я попробую.
Гульнара: Ой, ой, Шакир бабай, ты же вместе с мясом щиплешь.
Бабушка: Иди уж, старый, отсюда, разве это мужская работа? У девочек ведь вон как спорится работа, пальцы, словно пляшут.
Дед: Ладно, ладно, схожу- ка я лучше во двор (уходит).
Бабушка: Девушки, красавицы, вы пух, и перья раскладывайте отдельно. Из пуха я сделаю замечательную подушку. Ведь, когда девушка выходит замуж, такие подушки дают в приданое.
(стучат в дверь)
Гульнара: Подруженьки, это не парни ли пришли?
(дед Шакир заходит с мальчиками)
Дед: Вот, девушки, ребята пришли, уж так просилисьзайти на огонек, что я не смог им отказать.
Ребята: Здравствуйте, девушки!
Девушки: Здравствуйте, парни!
Артур: Пусть гуси ваши будут жирными!
Гульнур: Спасибо! Ребята, а кто вам нужен?
Рифат: Нам нужна красивая девушка.
Лилия: Но эта девушка такая капризная
Ильнур: А мы ей дадим конфету, да пряничек.
Гульнара: Она не любит конфеты и пряники.
Ильнур: Ну, если не любит, нам больше достанется.
Артур: А что вы делаете, девчата?
Лейла: Гусей ощипываем.
Айдар: А мы их растопчем.
Розалина: А чем растопчете?
Айдар: Ногами растопчем.
Роза: А мы вас прогоним.
Айдар: Девчата, но ведь мы пришли не с пустыми руками.
Гульнара: Правда? Тогда покажите, что вы умеете.
Айдар: Да запросто. Давайте-ка, ребята, песню споем.
Песня «Өздереп бер карадың да»
Бабушка: А ребята-то не промах, молодцы какие! А плясать умеете?
Артур: А как же, с удовольствием спляшем.
Пляска парней
Бабушка: Ну что, дети, гуси готовы. Теперь надо сходить на речку и ополоснуть их.
(девушки подвешивают гусей на коромысла и идут на речку, парни их сопровождают
Айдар: Гусей полощут наши девушки
Работа спорится в руках
Они у нас такие умницы,
Что хочется сказать лишь «Ах!»
Алия: Что-то холодновато стало, может спляшем?
(танец «С гусями»)
Лилия: И гуси готовы, и мы согрелись, пойдемте уж домой.
Рифат: Раз уж мы спустились на ключ, давайте о нем песню споем
(песня «Чишмә»)
Гульнур: Мы, кажется, задерживаемся. Бабушка, наверно, нас уже заждалась, пойдемте скорее домой.
(возвращаются в парах, бабушка их встречает)
Бабушка: Пришли, детоньки? Давайте уберем гусей. Вы такие проворные, я даже блины не успела допечь.
Девочки: Не беспокойся, бабулечка, мы пока поиграем.
Дед: А давай, и мы тряхнем стариной, блины твои подождут.
Бабушка: А что, не грех- молодость вспомнить, давайте тогда сыграем в «Капкалы» (тот, вокруг которого захлопываются ворота, выполняет какое-либо задание:исполгяет песню, стих, пляску)
Айдар:А теперь поиграем в «Базарлы» (девушки и парни стоят в двух шеренгах напротив друг друга и говорят слова)
Гульнара: Крылышки продаем, крылышки. Налетайте, выбирайте самые белоснежные. Покупайте, кому нужно.
Рустам: Крылышки почем?
Гульнара: Крылышки — один алтын.
Рустам: Ого, больно дорого, один алтын, оставьте их себе.( отворачиваются спиной)
Гульнара: Молодец не должен быть жадным. Заплатите нам песней.
(песня «Канат сату)
Бабушка: У меня и блины подоспели. Идемте все поедим вкусных блинов, обмакивая их в гусиный жир.
(все уходят на чаепитие)
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Исключительность/ценность:
Формы бытования:
Праздники, обрядовые действия.
Риск исчезновения:
Сокращение и старение числа носителей традиции.
Сведения о происхождении ОНН:
Историко-этнографическая характеристика:
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Популяризация
Исполнитель: Органы управления культурой муниципальных образований области, районов.
Тип действия: Сохранение, развитие.
Метод действия: Экспедиционно-собирательские работы.
Принадлежность:
Этно-культурная принадлежность: Татары.
Ключевые слова:.
Описательные сведения:
Аннотация:
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Частота выражения ОНН:
Сведения о бытовании ОНН
Место обнаружения:
— Российская Федерация, Оренбургская область, Сорочинский район, с. Новобелогорка.
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Количество, объем:
Более 5.
[1] http://komanda-k.ru/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BA%D0%B0%D0%B7-%D0%BE%D0%BC%D1%8D%D1%81%D0%B5