6 ноября, 2018
Кудельные посиделки казачек Соль-Илецкого района
Описание:
Холодными осенними и зимними вечерами собирались несколько женщин-казачек в одном доме для рукодельной работы.
Рукодельными работами – прядением пряжи, вязанием крючком и спицами (вязали носки, варежки), плетением кружев, вышиванием – обычно занималось женское население села.
Всю семью обшивали и одевали замужние женщины. Старухи пряли и ткали полотно на продажу. Девушкам же не полагалось изготавливать те вещи, которые использовались в повседневном обиходе: половики, наматрасники и т.п. – они должны были только готовить себе приданое. А девочки в казачьей семье приучались к рукоделию уже с 7-8 лет.
Во время работы казачки пели песни, рассказывали друг другу страшные истории, передавали станичные новости, обсуждали соседей. Затем женщины начинали петь лирические протяжные песни[1].
Место бытования ОНН:
— Российская Федерация, Оренбургская область, Соль-Илецкий район, с. Григорьевка.
Формы жанровых направлений ОНН:
— Празднично-обрядовая;
ОНН зарегистрирован: Номер: ORN243
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Информации об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Теплякова Антонина Николаевна, 1941г.р
Тип ответственности: Хранитель.
Описание: Сценарий обряда
КУДЕЛЬНЫЕ ПОСИДЕЛКИ
Реконструированный фольклорным ансамблем казачьей песни «БЛАГОДАТЬ».
Действующие лица: Мать, Бабка, Дочь, Сын, 1-я казачка, 2-я казачка, 3-я казачка.
Мать: Оксана, доча, подмети в горнице. Бабы нонче придти должны на посиденки. Посидим, покалякам, песни попоём между делом…
Дочь: Хорошо.
Бабка: Вот, все бы вам песни распевать…
Мать (поет): Все бы нам попеть,
Все бы поплясать ,
Мужа дома нет –
Некому ругать.
Разве мы тольки поем? Кто прядет, кто вяжет, кто
вышиват… Че керосин зазря жечь? Соберемся в одном
дому и – айда, работай да песней себе помогай.
Бабка: Да эт я так… Али не знаю, что не от скуки вы собираетесь.
Вместе и работа быстрее спорится.
Входят две женщины.
1 казачка: Здравствуй, Мария.
2 казачка: Здравствуй, тетка Пелагея.
Мать: Заходите, соседушки, заходите. Чаво ж так долго?
1 казачка: Да пока повечеряли, ребятёшек по кроватям рассовали…
Мать: А Наталья-то где?
2 казачка: Задерживатся, должно.
Мать: Проходите соседушки, усаживайтесь.
Все садятся, достают вязанье, вышивание, занимаются рукоделием.
Дочь: Мам, ой здрасте, мам, а можно мы завтра за ягодами пойдем с девчатами?
Мать: Какие щас ягоды?!
Дочь: Давеча девчата ходили, полное лукошко земляники собрали.
Мать: Хорошо идите, только Акимку с Федором с собой возьмите. А то ешо киргизцы уташат за Илек. Уж больно они охочи до наших девок.
1 казачка: Не киргизцы уташат, так лешему приглянется ешо.
2 казачка: Перестань, Анисья, страсти-то говорить.
Бабка: А-то как же, у нас так: пятеро косют, шестой за ими ружьи носит.
Дочь: Ладно, пойду возле плетня постою.
Входит казачка.
3 казачка: Здорово, бабы.
1 казачка: Долгонько ты нынче сбиралась.
3 казачка: Ой, бабы, тритёвня мой Иван мне с ярманки ситцу привез. Села я нонче юбки исподни шить – увлеклась маненько. Вот кружевами теперича оторочу, вышивку ярку сделаю.
2 казачка: А верхня-то юбка у тебя есть?
3 казачка: А верхня юбка у меня еще красивше будет! Широченна в пять полос.
1 казачка: А мне мой разлюбезнай, в троицын день бусики голубы подарил. Оне к моей синей кофточке так личат!
Бабка: Чаво ж ты их не надела?
1 казачка: На праздник надену.
Мать: Оксана, доча, а куда Акимка запропостился?
Дочь: Коней на реку повел, щас должон прийти. А вот и он.
Входит Акимка.
Акимка: О, да у нас кудельны посиделки. Здрасте всем.
Бабка: Ну чаво там, на реке то?
Акимка: На реке нонче прохладно, небо нахмурило, видать дождь надвигатся.
1 казачка: Дождю бы идти не след, у меня клушка с полным выводком на дворе, да и кизяки ешо не просохли.
3 казачка: Да каки вам кизяки! Там за ими-то че было! Наташка с Васюркой всю ночь миловались…
2 казачка: Ну, и заразка Наташка! Энта свово не упустит. Видно, свадьбу в станице скоро играть будем…
1 казачка: Ну, свадьба – не свадьба – энто ешо по воде вилами писано. А вот у Егорыча старшу девку засватали. На Красну Горку свадьбу наладили.
3 казачка: Да пора уж, девке 20 годков сполнилось.
Бабка: Завсегда так — бабы каются, девки собираются.
2 казачка: Не возгудай, бабка Пелагея. Че хорошева-то — в девках остаться? Вон у моей золовки в 20 уж трое ребятёшков бегало.
1 казачка: Пелагея Титовна, а сама-то во сколь замуж выскочила, забыла?
Бабка: Выскочила, скажете тоже! У меня спрашивали, что ли? Родители
наши сговорились, по рукам ударили. Скорехонько свадьбу сыграли. Сундук с приданным – на телегу, меня – на сундук.. Вот я и мужняя жана.
1 казачка: Ну, бабка Пелагея, гутаришь – будто сказку рассказывашь.
Мать: Ну все, хватит гутарить, давайте песню споем.
2 казачка: Наталка, запевай.
ПЕСНЯ (На заре-то, на зореньке)
3 казачка: Акимка, а тебе сколь годов – то?
Акимка: Да уж 15.
3 казачка: Да… уж большой!
2 казачка: Вот и казачата наши подрастают. Моему старшому вот в энтом году 21 исполняется, на царску службу скорёхонько мобилизуют.
Бабка: А справу-то ему собрали?
2 казачка: Собрали. Две шинельки хорошего сукна, бельё исподне, сапоги, остальное по мелочи.
Бабка: Да, казака на службу собрать – всю скотину со двора продать.
Акимка: Тетка Наталья, а коня-то строевого приобрели?
2 казачка: Да нет ешо…, вот сам с пикету вернется, в Оренбург на ярмонку поедем.
1 казачка: Да, казаку коня купить, что новую жизнь начать.
Акимка: Без коня казак кругом сирота.
3 казачка: Я вчерась Верушку Сопожникову видала.
Бабка: Чаво говорит?
3 казачка: Она от сына весточку получила.
1 казачка: Чаво пишет-то?
3 казачка: Ну чё-чё.., жив-здоров.
2 казачка: Ну и слава Богу.
1 казачка: А в прошлом-то годе помните, сына Василия Бражникова ордынцы зарубили, шашку его в тряпку завернутую, сиротой, в родную станицу привезли.
3 казачка: Да, было дело, было…
Акимка: Да, не мало нашего брата-казака полегло во степи на ковыл траве.
1 казачка: Любили вы братцы землю нашу, служили ей верой и правдой.
Мать: Лежите спокойно, где казак, там и земля казачья.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Исключительность/ценность:
Формы бытования:
Праздники, обрядовые действия.
Риск исчезновения:
Сокращение и старение числа носителей традиции.
Сведения о происхождении ОНН:
Историко-этнографическая характеристика:
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Популяризация
Исполнитель: Органы управления культурой муниципальных образований области, районов.
Тип действия: Сохранение, развитие.
Метод действия: Экспедиционно-собирательские работы.
Принадлежность:
Этно-культурная принадлежность: Казаки.
Ключевые слова:.
Описательные сведения:
Аннотация:
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Частота выражения ОНН:
Сведения о бытовании ОНН
Место обнаружения:
— Российская Федерация, Оренбургская область, Соль-Илецкий район, с. Григорьевка.
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Количество, объем:
Более 5.
[1] Записано со слов местной жительницы Тепляковой Антонины Николаевны, 1941г.р.
https://vk.com/video99793399_456239017
Кудельные посиделки казачек Соль-Илецкого района