20 февраля, 2018
Традиции сельского быта русского населения Оренбуржья
Описание:
Как отмечает В. Б. Безгин — познание исторической действительности жизни русской деревни рубежа XIX — XX веков невозможно без реконструкции крестьянского быта. В крестьянской повседневности находили свое зримое воплощение, как традиционный сельский уклад, так и перемены, которые были вызваны к жизни хозяйственным и культурным развитием страны. Содержание бытовой культуры русского села, может быть исследовано посредством анализа его материальных компонентов: пищи, жилища и одежды.
В условиях потребительского характера крестьянского хозяйства бытовые условия сельской семьи адекватно отражали уровень ее благосостояния[1].
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая культура
ОНН ЗАРЕГИСТРИРОВАН: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN119
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Отдел народного творчества ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
Во второй половине XIX — начале XX вв. русская сельская семья на Южном Урале, как и повсеместно, в России, оставалась хозяйственной единицей, поэтому семейные отношения были связаны с экономической деятельностью, что проявлялось в традиционном половозрастном разделении труда, отработанном веками ритме будней и праздников. Взаимоотношения супругов, родителей и детей по-прежнему регулировались традицией. Сельские жители считали, что жена должна во всем подчиняться мужу, вместе с тем, законодательством и общественным мнением за женщиной признавалась достаточная самостоятельность, особенно в имущественных вопросах. На Южном Урале долго сохранялось значительное число больших неразделенных семей с патриархальной властью большака, что объясняется тем, что это был район продолжавшегося хозяйственного освоения.
Комплексный анализ семейных, особенно — свадебных — обрядов сельского населения Южного Урала позволяет установить типологию региональных традиций. В целом, семейная обрядность сельского населения Оренбургской губернии укладывается в рамки общерусской и, шире, — восточнославянской этнокультурной традиции. Общими являлись основной состав семейных обрядов и их последовательность, сам главный смысл ритуалов, последовательно закреплявших переход человека из одной половозрастной группы в другую. Характерно широкое бытование единых форм фольклора при возможности местных импровизаций.
Вместе с тем, во второй половине XIX — начале XX в. на Южном Урале сложился особый, самостоятельный вариант русской семейной обрядности, который представляет собой синтез компонентов различных обрядовых комплексов. По структуре первого дня свадебного торжества, маршруту свадебного поезда, номенклатуре основных свадебных чинов, обилию причетов невесты, бытованию банного обряда, особым обрядам с косой невесты и т.п. — рассматриваемый комплекс относится к вирилокальному северно-среднерусскому подтипу свадебной обрядности. Здесь бытовали также обряды, характерные для южнорусского ритуала (свадьба-праздник): посещения жениха подругами невесты, осыпание зерном и хмелем молодых, обычай тушить овин в конце свадьбы и т.п. С другой стороны, от севернорусских губерний южноуральскую традицию отличает отсутствие коллективных плачей, выпадение обряда посажения невесты на ступу и др., а от южнорусских — неразвитость каравайного обряда, отсутствие посада жениха и невесты. Таким образом, свадебная обрядность русского сельского населения Южного Урала представляет собой переплетение в едином комплексе обычаев и обрядов, свойственным разным этнокультурным группам русских, и вместе с тем образует единство, представляет собой определенный подтип среднерусской свадьбы.
В семейных обрядах русского сельского населения Южного Урала выделяются два варианта, граница между которыми проходила примерно по реке Уй. Между ними заметны различия в сроках крещения детей, в правилах выбора крестных родителей, в названиях и самой конструкции детской колыбели — зыбка, или оцеп, в названиях свадебных «столов», терминах для обозначения денежного взноса жениха, значении слова девишник, наборе обрядовых блюд и напитков и т.п. Представляется правомерным деление восточнославянского сельского населения Южного Урала на северную и южную группы. Это объясняется различными исходными областями колонизации этих районов, направлениями культурно-бытовых связей с соседними территориальными группами русских.
Традиционный семейный уклад, так же как и все остальные явления общественной жизни, никогда не оставался неизменным. Он все время изменялся и приспосабливался к требованиям времени. Постепенно старинные обычаи и обряды стали разрушаться и трансформироваться в силу ряда социально-экономических причин. Особенно быстро отмеченные процессы шли в заводских поселках и селениях, близких к городам.
Шло разрушение традиционной замкнутости брачных связей. Начали отмирать колыбельные и свадебные причеты, импровизировавшиеся по традиционным образцам, обычай окручивания молодой и т.п. Становилось все меньше людей, хорошо знавших семейные обряды и обычаи, появились специалисты — полупрофессионалы: повитухи, сваты, дружки. Многие магические и символические обряды теряли свой первоначальный смысл, усиливалось их развлекательное значение.
С другой стороны, получили распространение новые элементы, заимствованные из городской культуры[2].
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальные традиции является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Форма бытования: Аутентичная
Исключительность/Ценность:
Внешним, отличительным признаком любого народа является его национальный быт, поэтому пережив в течение веков определенные трансформации, до сегодняшнего времени он сохраняет свою значимость, как один из показателей этничности.
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:
сотрудники ГБУК «ОМЦНТ»,
Место действия: Оренбургская область,
Метод действия: Метод полевых исследований
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: русская
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Национальный, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество,объем: Более 5
[2] http://www.dissercat.com/content/semeinyi-byt-russkogo-selskogo-naseleniya-yuzhnogo-urala-vo-vtoroi-polovine-xix-nachale-xx-v#ixzz4SbSddIA3