20 февраля, 2018
Рождественский сочельник у поляков
Описание:
Массовый приток поляков в Оренбургский край приходится на вторую половину XVIII века и связан с депортацией пленных польских конфедератов.
В первой половине XIX века Оренбургская губерния становится одним из мест ссылки революционеров, организаторов и участников массовых народных выступлений против самодержавия. Политическая ссылка была представлена и деятелями национально-освободительного движения Польши, участникам польских восстаний 1831–1863 годов.
В Оренбурге в 1839 году была организована походная католическая церковь для проведения в ней общественного служения. Священником был определен ксендз Зеленка. Вскоре, в 1844 году, по инициативе военного губернатора В.А. Обручева было начато строительство католического костела. 16 ноября 1847 года состоялось его освящение.
Процессы возрождения национального и религиозного самосознания, начавшиеся в 90-е годы XX века, коснулись и поляков Оренбуржья. В Оренбурге созданы «Культурно-просветительский центр «Полония Червонэ маки» (рук. Ванда Яковлевна Селивановская) и «Центр польской культуры «Вавель» (рук. Лариса Леоновна Курзина).
Этими организациями ведется большая работа: проводятся Дни польской культуры и литературы, Дни польского кино, музыкально-литературные гостиные, посвященные творчеству известных польских композиторов и поэтов, работает клуб изучения польского языка и культуры «Сковронек», для детей и молодежи организуются поездки в Польшу по обменным программам и многое другое.
С приездом в Оренбург католического священника из Польши Гжегожа Рукштелло возобновилась служба в римско-католическом Соборе Божьей Матери Лоретанской, началась реставрация собора. Первая месса в помещении храма состоялась в 1994 году на Пасху. 23 ноября 1997 года, в год 150-летнего юбилея, состоялось освящение восстановленного храма[1].
Место бытования ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая культура
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN109
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Отдел народного творчества ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
У поляков есть два праздника, считающиеся самыми светлыми в году. Это Рождество и Пасха. Рождество традиционно считается праздником семейным. Празднуют его обычно в кругу близких людей. Рождество богато красками так же, как богато оно традициями. Некоторые традиции берут своё начало ещё в Ветхом завете.
Вигилия (Wigilia — Сочельник)
Праздник начинается с оформлением дома или квартиры. Самым важным украшением, без которого сложно представить праздник Рождества считается – елка. Первые елки появились в Польше в XIX веке, поэтому наряжать елки одна из самых молодых праздничных традиций. С тех времен обычай наряжать к Рождеству елку распространился по всей Польше. Эту традицию соблюдают и наши поляки. До этого польские дома украшались ветками вечнозеленых хвойных деревьев, снопами сена и соломами. По старинному поверью они несли богатый урожай и достаток в дом. В некоторых домах принялся также обычай класть под скатерть деньги, а после ужина в Сочельник — класть в кошелек рыбьи чешуйки или кости. Всё это должно обеспечить семье богатство и благополучие в наступающем году. На стол обязательно ставят дополнительный прибор для случайного гостя или одинокого путника, если таковой заглянет на огонек. Пустая тарелка — это также память о близких, которых уже нет с нами.
К рождественскому столу садятся после того, как на небе загорится первая звезда. Дети, пристально вглядываясь в ночное небо, ждут появления на нём этого маленького огонька, который возвещает о рождении Спасителя. Вигилийным ужином заканчивается предваряющий праздник пост. В том числе поэтому блюда на столе ещё постные. Но за стол люди садятся только по возвращении из храма, с божественной литургии и после преломления оплатка.
Вигилию открывает великолепный миндальный суп, льняной или рыбный, смотря как было заведено в доме. Также традиционны красный борщ и грибной суп. Они и сейчас – самые частые гости на польском вигилийном столе. Маковый рулет был и остаётся популярнейшим вигилийным блюдом. Нельзя было обойтись и без бигоса с горохом по-старопольски и кутьи, традиционной для восточных регионов Польши. В целом блюда на столе должны быть приготовлены из всего, что уродилось в прошлом году на полях, в воде и в лесу.
Кроме того, блюда носят не только вкусовую, но и определённую смысловую нагрузку.
Мак присутствует на вигилийном столе в обязательном порядке, так как считается, что он принесёт хороший урожай и умиротворение. Он входит в состав кутьи. Кроме мака в ней пшеница – символ жизни и роста, мёд – символ сладости, чистоты и победы добра над злом. А ещё кутья – это символ единения живых с ушедшими. Если не было кутьи, то продукты эти всё равно на столе должны быть, но по отдельности или в составе других угощений. Также смыслом обладает бигос с горохом. Капуста и горох всегда были символами силы и здоровья.
Польский вечерей (ужин) состоит исключительно из постных блюд. По традиций кушаний на столе должно быть ровно 12, по числу месяцев в году, или по числу апостолов. Во всяком случае, сколько бы кушаний ни было, каждое из них нужно хотя бы попробовать. Этот старинный обряд начинается пением колядок. Вечер в день Сочельника завершается в торжественном богослужении, начинающемся в полночь.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальные традиции являются в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Форма бытования: Аутентичная
Исключительность/Ценность:
Внешним, отличительным признаком любого народа являются его традиции, которые пережив в течение веков определенные трансформации, они до сегодняшнего времени сохраняют свою значимость, как один из показателей этничности.
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ», Место действия: Оренбургская область, Метод действия: Метод полевых исследований
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Поляки
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Национальный, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество,объем: Более 5
[1] http://www.orenburg-gov.ru/Info/OrbRegion/Population/Traditions/Poles/
исп.
Белецкий В.Ю
Леонтьев А.Н