24 сентября, 2024
Эрзянская игра в «Оску»
Фотография №1: Тряпичный мяч овальной формы – оска (фото в свободном доступе).
На пасхальной неделе, всё мордовское население, от мала до велика, играли в «Оску» (оска – эрз. мяч), в мяч, где победитель выигрывал и забирал пасхальные яйца. По воспоминаниям старожилов сел Новоборискино и Секретарка — это одна из самых популярных игр, в которую играли всю пасхальную неделю.
Чтобы провести эту игру, необходимо было сшить из тряпья мяч овальной формы – оску. Бабушки заранее шили по несколько осок, потому что они рвались, и на второй и последующий день приносили перештопанные оски, чтобы продолжить игру.
Вместо оски для игры можно использовать не очень тяжелый мяч, лучше волейбольный; если играть с маленькими детьми — то легкий, детский, резиновый мяч.
Формы жанровых направлений ОНН:
Техники и технологии.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN387
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 31а.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Меньшаева Лидия Фёдоровна, жительница села Новоборискино, 1949 года рождения.
Тип ответственности: Носитель
Место работы/ Адрес:
Местонахождение: Оренбургская область, Северный район, село Новоборискино.
Место бытования:
Оренбургская область, Северный район, села Новоборискино и Секретарка.
Сведения об объекте (полное описание):
К Пасхе в каждом доме проводились и сейчас проводятся генеральные уборки, стараются убрать свои дома ещё до вербного воскресения. Не оставляли немытым ни один уголочек. Старожилы вспоминают: «В те годы считалось грехом оставить перед Пасхой не омытым водой часть дома или не постиранными вещи, ведь главнее праздника Христова Воскресения не было и нет». Дети всегда помогали взрослым белить печку, очищать кухонную утварь, готовиться к самому главному христианскому празднику.
За два дня до Пасхи детвора взбиралась на крыши домов или сараев, на стог сена и кричали (кликали) Пасху: «Течи чи, ванды чи, вандыде мейле Инечи !» «Сегодня день, завтра день, а послезавтра — Пасха!»
В эрзянском селе и сейчас этот праздник считается самым почитаемым, заранее все дома убирают, в субботу все топят печи и варят в чугунках яйца в луковой шелухе. Сразу после полуночи (в любую погоду!) начинают ходить дети христосоваться с мешочками. Хотя сейчас в селе осталось мало детей, но на Пасху много приезжих: к бабушкам привозят внуков, много приезжают просто знакомых (в последние годы стало меньше собирающих — примерно 40-50 человек).
По воспоминаниям Меньшаевой Лидии Фёдоровны: «Всю Пасхальную неделю играли в оску, народу собиралось много, не все играли, т.к. семьи были большие и не у всех были яйца, купить не все могли себе позволить. Болельщики комментировали игру, поддерживали или ругали участников. Здесь же на площадке в центре села звучала гармошка, пели песни и плясали. Помню, как с нами всегда играла Маня баба (Петька баба — Мария Александровна Макарова), она была в возрасте, годилась нам в матери, но именно она у нас была заводилой. Это она шила оски, организовывала игру, устанавливала очерёдность и следила, чтобы не было обмана. А играть приходили люди со всех улиц, тогда ещё больших сел».
Играть лучше большой компанией, от 5 человек и больше. А иногда было до 40 игроков, все не помещались на площадке в центре села, поэтому подростки уходили играть на гору (холм рядом с селом за рекой Кандыз).
Все участники, а участие принимали в то время и стар и млад, приносили из дома по паре яиц. Каждый каким-либо способом делал отметины на яйцах. Все яйца собирали, складывали в фартук или мешок пасхальный, осторожно перекладывали (как бы перемешивали). На площадке очерчивали 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Каждый участник выбирал себе пару, потом раскладывали яйца на земле вдоль одной линии и участник игры — представитель пары катил оску. Остальные игроки собирались за противоположной линией или наблюдали, стоя рядом по кругу. Участники поочерёдно вставали за линию и кидали (катили) мяч в сторону лежащих на земле яиц, стараясь при этом попасть в них или хотя бы задеть. Если мяч пролетал или прокатился мимо, то очередь переходила к следующему игроку, а первый игрок разворачивался и спешно отбегал назад. Наступала очередь второго участника.
Задача игроков — попасть в яйца оской (мячом), если оска прикасалась до яиц, то выигрыш забирали, остальные яйца на земле перекладывали ближе друг другу и снова оску катил выигравший, до тех пор, пока не ошибался, затем оску катил следующий. Одни выигрывали по 20-30 яиц, потом эта пара делила яйца поровну и забирала домой, но некоторые ничего не выигрывали, и домой возвращались ни с чем. Важно было подобрать напарника внимательного и смекалистого. Игра заканчивалась, когда на земле не оставалось ни одного яйца.
Исключительность/ценность:
На пасхальной неделе, всё мордовское население, от мала до велика, играли в «Оску», в мяч, где победитель выигрывал и забирал пасхальные яйца. Так было ранее, а в настоящее время мало кто из современных эрзян помнит о этой традиции и таким образом теряется самобытная культура, которая складывалась веками.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: эрзянская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): Оска, игра, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.
________________________________________________________________________________________________________________________________________