5 июля, 2019
Художественное ткачество в Оренбуржье
Ткачество – изготовление материи различного назначения из предварительно подготовленных, то есть прошедших сложный многоэтапный процесс обработки нитей. Художественное ткачество подразумевает не только достаточно высокое качество получаемого полотна, но и особые приемы, техники и технологии, работу с фактурой и цветом, образующие на нем узор, орнамент, изображение.
Самотканые холсты (в том числе орнаментированные) в двадцатые-тридцатые годы XX века и позже служили в качестве рушников, полотенец, столешников, были материалом для шитья одежды, белья, хозяйственных текстильных принадлежностей. Как правило, это были ткани и изделия, созданные ранее – за 10-20, а порой и за несколько десятков лет.
Лен в Оренбуржье, в частности в Александровском и Новосергиевском районе, сеяли и для других хозяйственных нужд. По свидетельству А.П. Ермолаева (с. Малые Горки, Александровский район, граница с Новосергиевским районом), в конце 30-х г. и в 40-х г. со льном не проводили таких необходимых по технологии предварительной подготовки к ткачеству работ, какие он наблюдал в это же время, например, в Белорусии, где собранный лен расстилали прямо на дороге, чтобы он сох и проветривался, так как ворошился под ногами пеших людей и копытами перегоняемого скота. Специально для тканья, по рассказу другого свидетеля – А.И. Овчинникова (с. Балейка, Новосергиевский район), лен выращивали редко и совсем немного, тем не менее он проходил весь сложный цикл ручной обработки: его трепали, чесали, пряли, сучили, мотали на уток и сновали на основу. Заправив основу, ткали на ручном ткацком стане (кроснах), который на период с конца осени до начала весны устанавливался в доме. Ткачеством занимались обычно женщины, иногда девушки – старшие дочери, «нас, малых, к стану не допускали, чтобы не напутали [узоры]», то есть не испортили общую работу. Ткали не весь день, а находили для этого свободные промежутки времени между повседневными домашними делами. Браные узоры ткали, используя имевшиеся перед глазами старинные образцы, либо «по памяти», варьируя и интегрируя элементы по необходимости.
В Абдулинском районе в семьях разной национальной принадлежности (мордва, русские и другие) в настоящее время еще сохраняются тканые полотенца-рушники в технике бранного двухремизного и многоремизного ткачества. Узор создавался в основном за счет цвета – сохранившиеся образцы в Абдулинском краеведческом музее сотканы с использованием двух челноков: с белой и красной (иногда синей, черной, или другой) уточной нитью. В некоторых из образцов сочетают техники бранного и многоремизного ткачества (8 ремизок). Коллекция подобных рушников из разных мест Абдулинского района хранится в ОГАУ. В той же коллекции имеются два рушника, сотканных не ранее 90-х годов XX века из хлопчато-бумажной нити фабричного прядения, орнаменты которых являются упрощенным воспроизведением более ранних элементов.
В Шарлыкском районе (село Романовка) ткачеством занимались в послевоенное время (свидетельство Е.Н. Моховой). Ткацкий стан располагали в избе на период конца осени – ранней весны и использовали не только для одной семьи – хозяйка давала ткать по очереди соседям или родственникам. Переехав в 50-е годы в Оренбург (поселок Пугачи), семья перевезла с собой и ткацкий станок, который расположили «на пóдлавке» (получердачное помещение), где он стоял постоянно и служил для тканья домашнего текстиля от половиков до постельного полотна. Из-за неудобства расположения некоторые операции приходилось выполнять и младшей дочке, ловко залезавшей между стойками и навоем. Тем не менее, станок служил верой и правдой несколько лет.
Место бытования ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область, Новосергиевский район, село Балейка, село Покровка; Александровский район, поселок Рощепкино (до 1965 года – село Малые Горки); Абдулинский район, г. Абдулино; Шарлыкский район, село Романовка, г. Оренбург.
Формы жанровых направлений ОНН:
Техники и технологии
ОНН зарегистрирован:
ГАУК «РЦРКОО»
Номер:
Полное наименование: Государственное автономное учреждение культуры «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460014, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Александров Борис Михайлович 1917 –2013.
Ермолаев Александр Петрович 1937 г. р.
Мохова Елена Николаевна 1948 г. р.
Овчинников Александр Иванович 1928–2016.
Овчинников Роман Александрович 1967 г. р.
Тип ответственности: Хранители
Леденева (Александрова) Лидия Михайловна 1920 –2013.
Овчинникова Маланья Семеновна
Ролдугина Ксения Арсентьевна 1918–1990.
Тип ответственности: Носители.
Клыкова Ольга Юрьевна 1963 г.р.
Тип ответственности: хранитель, исследователь, носитель.
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация, исследование.
Описание:
Традиция сеять лен пришла в Оренбуржье с переселенцами. Выходцы из традиционно льноводческих регионов считали должным посеять хотя бы полоску льна – на особое полотенце или рубаху, которым приписывались целебные свойства (А.И. Овчинников). Если льном засевалась большая площадка, его разбрасывали вручную по всей вскопанной площади. Если засевалась полоска, семена льна помещали во вскопанную почву, проминая поперечные бороздки с помощью дощечки, а затем ею же закрывая почву. В конце 20-х – начале 30-х годов XX века еще сохранялись все основные особенности ручной обработки льна. Освободить «мякоть» (льняное волокно) от «костриги» (одревесневшей части стебля) нужно было с помощью мялки (приспособление в виде деревянных козел для обивания костриги), трепала (деревянного ножа для ее удаления) и щетки (доски с деревянными шипами для протягивания льна между ними). В результате этой обработки получали кудель, которую пряли, как правило, на посиделках, используя прялку и веретено. Работы, связанные со льном, несмотря на их трудоемкость, считались в крестьянском быту легкими и многие из них проходили на посиделках во время общения молодежи, в детской игре (свидетельство Л.М. Леденевой), а иногда как обряд либо праздничное действо.
Анализируя сохранившиеся тканые образцы, можно видеть основные принципы художественного ткачества. Нить основы обязательно сучили (в два сложения) для придания большей крепости, причем кромку еще и усиливали двойными нитями. Основу заправляли в нитницы, проводили через бердо, создавая тем самым «зев», в который прокидывалась уточная нить. Для утка чаще использовали несученую одиночную нить. Для создания узора ткачиха с помощью бральницы – длинного узкого и плоского деревянного приспособления вроде ножа – «выбирала» нити в определенном порядке и перемещала их из верхнего положения в нижнее. После этого прокидывался челнок с цветной нитью. В технике бранного ткачества работали «в два утка» (два челнока): один с белой, другой с цветной (а иногда при работе «белым по белому» и белой) нитью. Обычно рушник украшался не сплошным узором, декорировались только концы.
Композиция декора могла быть как минимальной: от нескольких простых, неорнаментированных полос цветного утка, либо одной полосы бранного узора, построенной на простейшем элементе, до сложной, трех- и более частной, когда разные по размеру и рисунку полосы браного ткачества перемежались полосами цветного утка полотняного переплетения. Нередко приемы ткачества браного сочетали с другим видами, например, с ткачеством ажурным.
Композиция рушника не всегда сохраняет симметрию: два конца одного и того же изделия могут быть разными по рисунку. Это могло делаться осознанно: для свадебного варианта, например, где концы были разными: «женихов» и «невестин». Вертикальная ось симметрии может быть заметно смещена, причем каждая полоса узора имеет свою ось симметрии, либо элементы в целом симметричного узора могут быть различны. Значение узоров в целом совпадает с их трактовкой в традиции русского ткачества. Наиболее распространенные: «засеянное поле», «воды», солярные символы, зоо- и антропоморфные изображения – все они предельно стилизованы и геометризированы.
Очень популярен был, очевидно, образ двуглавого орла – такие рушники можно обнаружить в разных районах и городах Оренбуржья. Так, например, варианты разработки этого сюжета на полотенцах хранятся в Абдулинском и Кувандыкском краеведческих музеях.
С 2003 года в ГАУК «РЦРКОО» ведется работа по возрождению художественного ткачества. Восстановлен ткацкий стан, изучаются техники, технологии, приемы. Браное ткачество, ажурное ткачество стали доступны не только мастерам и художникам, членам коллектива «Народная Галерея», но и массовому «зрителю»: ни один праздник, фестиваль, форум не обходится без мастер-классов, представляющих широкую палитру традиционного художественного ткачества.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение традиции художественного ткачества является актуальной исследовательской проблемой, в частности, для изучения источников ажурного узорочья оренбургского пухового платка – прямого наследника геометрических стилизованных мотивов, идущих издревле. Кроме того изучение и возрождение композиционных и технологических приемов помогает расшифровать мировоззренческие и культурные особенности истории оренбуржского края.
Сведения об особенностях ООН:
Исключительность/ценность:
Форма бытования: аутентичная
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение, изучение, описание, воспроизведение.
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно, постоянно.
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области», работа студий коллектива «Народная Галерея».
Исполнитель: сотрудники ГБУК «ОМЦНТ», мастера коллектива «Народная Галерея»
Место действия: Оренбургская область, город Оренбург
Метод действия: Метод полевых исследований,
Этнокультурная принадлежность: русские, мордва, татары.
Ключевые слова:
Рушник, полотно, полотенце, бранное ткачество, закладное ткачество, многоремизное ткачество, ажурное ткачество, ткацкий стан (кросна), трепало, мякоть, кострига, сучение, основа, уток, челнок, конец рушника, геометрический орнамент, антропомофный орнамент.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: изделие, штука.
Количество, объем: Более 20