25 июля, 2019
Старомукменевская ярмарка историко-этнографический проект
Описание:
…Из-за холмистых гор ещё только-только начинало выглядывать утреннее солнце, а по дороге со стороны ближайших сёл уже торопко гурьбой вышагивали крестьяне. Женщины несли до верху наполненные нехитрым товаром плетёные корзины, мужики тащили за спинами увесистые тюки да котомки. То и дело, обдавая пылью, их обгоняли тарантасы и лошадиные подводы, гружённые зерном, мукой и прочим. Нет-нет, да появлялись на том пути даже горделивые верблюды…
Весь северо-запад Оренбуржья спешил на ярмарку в Старомукменево (старое название села, на татарском языке — Иске Моэмин), где в XIX веке с весны до осени проводилась ярмарка. По масштабам и популярности она не уступала бугурусланской. Состоятельные купцы с разных краёв везли сюда свой товар, а обратно увозили купленных относительно дёшево добротных коней, жеребят. «Берите самовары!», «Кому – керосин, кому – лампы керосиновые?», «Пушнина! Кожа! Ткани заморские!», — зазывали торговцы. Людские возгласы дополнялись гоготанием гусей, блеянием баранов, ожидавших покупателей. Оживлённая ярмарка пестрила яркими нарядами взрослых и детей, разодетыми по случаю праздника, коим и считалась старомукменевская ярмарка.
Прошло много лет, но старая традиция не пропала втуне, т.к. по инициативе Зайтуны Валишиной был запущен новый историко-этнографический проект по изучению культурного наследия сёл, расположенных в бассейне реки Большой Кинель. В рамках этого проекта и была реконструирована Старомукменевская ярмарка.
Лица, имеющие отношение к ОНН: Рания Мухаметзянова, зав. методкабинетом Асекеевского РДК, член Союза журналистов РФ.
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Асекеевский район, сёла, расположенные в бассейне реки Большой Кинель .
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN261
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Сведения об особенностях ОНН:
Описание:
Более ста лет минуло с той поры. И вот воскресным днём 16 сентября в Старомукменево вернулась та старинная ярмарка. Конечно, без былой грандиозности. Без тянущихся к селу лошадиных повозок. С коррективами, внесёнными временем. Тарантасы уступили место сверкающим иномаркам и отечественным автомобилям. И не достопочтенные, обветренные на семи ветрах купцы представляли товары, а в основном красавицы в национальных костюмах татарского и русского народов.
Гости, прибывшие на воскрешённый праздник, оставив автотранспорт у въезда в село, чинно-важно направлялись к низине речки, что постепенно, со времени восстановления там Колодца близнецов, становится настоящим парком отдыха.
…Театральное действо обычно начинается поднятием занавеса. На этом мероприятии под открытым небом подобием занавеса стали старинные рушники с вышитыми национальными узорами – они были развешаны в начале переулка, ведущего к основному месту событий. Вот ты проходишь мимо них – и хотя бы отчасти окунаешься в былое: перед тобой частица той самой ярмарки.
В ряд расставлены столы, на них – утварь стародавнего деревенского быта, всевозможные товары от плетёных корзин до ювелирных изделий, национальные блюда, домашние заготовки, арбузы, вышитые полотенца и панно, расписные разделочные доски и многое-многое другое. Выставки представляли (а коли заинтересуется покупатель, то и продажу вели) работники и активисты сельских Домов культуры и клубов самого Старомукменево, соседних Старо- и Новокульшарипово, Новосултангулово, Рязановки, Асекеевского музея, РДК. Без преувеличения, восхитительные произведения искусств выставил резчик по дереву Губайдулла Кадыров, местный выходец, ныне проживающий в Старопохвистнево Самарской области.
Оживлённая торговля велась и вдоль ограждения парка отдыха; наибольшим интересом покупателей здесь пользовались национальные одеяния, украшения и сувениры. Чуть поодаль ввысь тянулась дымка мангала, дразнящего запахом шашлыка…
Пока одни гуляли по ярмарке, аксакалы во главе с местным муллой Камиль-хазрят собрались у Дедовского родника (Бабай чишмясе) для общей молитвы. А посвятили её Габдрахману Шагманову — в своё время самому просвещённому человеку здешних мест, зачинателю местных ярмарок, который когда-то открыл и этот самый источник.
Надо сказать, погода благоволила наслаждению коллективным отдыхом. Накануне дождило, а в этот воскресный день солнце щедро раздавало людям всё накопленное им тепло. Лениво помахивала тонкой нитью паутина бабьего лета…
Ближе к полудню народ стал располагаться в парке отдыха на длинных скамьях ближе к сцене и поодаль – в тени раскидистых деревьев над речной водой.
Предваряя программу праздника, со вступительным словом к зрителям обратилась руководитель клубной системы района Зайтуна Валишина. В течение длительного времени она изучала имеющуюся информацию о прошлом Старомукменево, неоднократно приезжала сюда с этноэкспедицией, встречалась со старожилами, общалась с исследователями края и таким образом накопила достаточно богатый материал об истории села. Теперь собравшиеся с большим интересом слушали её рассказ о первых поселенцах здешних мест, о традициях, заложенных когда-то и сохранённых поныне.
«Народный фольклорный ансамбль «Чишма» районного Дома культуры положил в основу одного своего выступления фрагмент старомукменевской ярмарки, — рассказывает со сцены Зайтуна Геннадиевна, руководящая «Чишмой» – эту программу летом мы возили на Всероссийский фестиваль-конкурс татарского фольклора «Тугяряк уен». И заняли второе место – за хорошее выступление с краеведческим материалом».
Теперь «чишминцы» и гостям праздника показали фрагмент ярмарки по-старомукменевски с выходом коробейников, кипячением самовара, жениханием молодёжи, танцами да песнями, кои звучали в незапамятные времена.
У каждого села, родника, улочки, лесочка – своя история. И у всего – своё имя, наименование, привязанное к нему издавна. Эти имена, события, факты из прошлого и настоящего звучали в выступлениях муллы Камиль-хязрята, ведущей программы Зулейхи Шариповой, заведующей сельским ДК и организатором всего этого праздника Гульфии Шаймуратовой. Взяв слово, той же темы коснулся и историк из Санкт-Петербурга Мансур Газимзянов. Он признался, что его приезд связан с его работой над проектом Татарстана об истории сёл Поволжья. И попросил тех, кто обладает интересующими его историческими сведениями, делиться ими.
Депутат Законодательного собрания Оренбуржья Ильдус Давлятов, поднявшись к трибуне, добрым словом отметил старомукменевцев, умеющих скрашивать будни сельскими праздниками. И вручил Благодарственные письма неутомимой зачинщице и организатору культурных мероприятий на селе Гульфие Шаймуратовой, постоянной ведущей сельских праздников Зулейхе Шариповой, местному таланту и воплотителю творческих идей Артуру Гафиятуллину.
Следуя его примеру, руководитель отдела культуры районной администрации Элеонора Давлятова тоже отметила Благодарственными письмами большое число активистов села.
Праздничную ноту поддержали песни и танцы, включенные в обширную программу дня. Заметно оживили атмосферу дня выступления танцевальных коллективов детской школы искусств, младшей и средней групп народного ансамбля танца «Ялан» районного Дома культуры, танцевального дуэта РДК Юлии Абзалиловой и Артура Сулейманова. Многие сельские жители впервые видели их яркие динамичные танцы. И бурно аплодировали юным талантам, а также их родителям за то, что привезли детей (причём, на собственном автотранспорте) для участия в концертной программе.
Показала себя и детская группа танцоров местного СДК, выступив с композицией с платками. Приятным сюрпризом для присутствующих стала песня «Ак чячякляр» («Белые цветы») в исполнении Элеоноры Давлятовой. Кто-то из зрителей, не знавших её до этого, сочли её звездой из Казани.
Наряду с татарскими песнями исполнялись и русские – их привезли рязановцы Катерина Денисова и Николай Комаров. Теперь у них – много новых поклонников. А ведь это – пример толерантности…
В аудитории под открытым небом долго не смолкали красивые песни также в исполнении вокальных ансамблей и солистов из райцентра, Старомукменево, Старо- и Новокульшарипово, Старосултангулово. Многие зрители снимали на свои смартфоны их выступления, чтобы затем ещё и ещё раз наслаждаться ими. И от души аплодировали тем, кто подарил им такой праздник.
Тип действия: Сохранение.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: татарская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): ярмарка, песни, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность празднования — Количество, объем: 1 день