23 июня, 2023
Старинная колыбельная песня Асекеевского района
Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии.
Один из древнейших жанров фольклора. В традиционной народной культуре колыбельная песня могла выполнять магическую охранную функцию (например, изображали смерть ребёнка, чтобы защитить его от реальной смерти). В основном колыбельную поёт мать своему ребёнку. У всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
Колыбельные песни обнаруживают стилистическое сходство с обрядовыми жанрами музыкального фольклора, в первую очередь с плачами.
В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. У сербов считалось, что колыбельные песни защищают ребёнка от порчи. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее[1].
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN356
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Михайлова Евдокия Васильевна, Башкатова Елена Валерьевна.
Тип ответственности: Носители
Место работы/ Адрес:
Местонахождение: Российская Федерация, Оренбургская область, Асекеевский район, Станция Заглядино.
Место бытования: Российская Федерация, Оренбургская область, Асекеевский район, Станция Заглядино.
Сведения об объекте (полное описание):
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Целый цикл колыбельных связан с образом домашнего кота. Кот (кошка), как и заяц, оказывает благотворное влияние на сон. Поэтому образ кота часто встречается в детских колыбельных песнях.
Вы коты, коты, коты,
У вас жёлтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.
В станции Заглядино Асекеевского района бытует более древний вариант этой колыбельной:
Ой, коты, коты, коты,
у них серые хвосты,
А ушки белые,
а лапки серые.
А та — та, та — та,
Поймал дедушка кота,
А бабушка кошку
за левую ножку.
Эта песня передавалась из поколения в поколение. Михайлова Евдокия Васильевна (1902 г.р.) пела своей дочери, а её дочь — своим детям и внукам.
На Руси тема колыбели обрастала множеством мистических тайн и необычных обрядов. Прежде, чем младенец ляжет в колыбельку, в нее сажали домашнего кота. Подразумевалось, что коты отгоняют чертей и злых духов от колыбели, и коту доверяли этот важный обряд. Возможно поэтому во многих колыбельных особое значение уделялось коту.
Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
В колыбельной главное значение имел ровный ритм, однообразная интонация и спокойная напевность. В сам текст колыбельных часто вкраплялись слова с шипящими, свистящими звуками, усыпляющими слух малыша. Например: «Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите…» или «Шла наша Дрема, зашла наша Дрема…».
В ритм качающейся колыбели совершалось и звуковое «раскачивание» голосом то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли». Часто размеренность колыбельных песен совпадала с частотой пульса и даже дыханием, оказывая на ребенка успокаивающее и сильно усыпляющее воздействие[2].
Исключительность/ценность:
Эта песня передавалась из поколения в поколение: Евдокия Васильевна (1902 г.р.) пела своей дочери, а её дочь — своим детям и внукам.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: русская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): Колыбельная, песня, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.
Скачать
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Колыбельная_песня
[2] https://dzen.ru/a/XMeG4tMaoQCzRMjn