11 июля, 2018
«Салтак ачи асатна кун» (Проводы в армию) Чувашский обряд Сорочинского района
Описание:
В старину проводы у чувашей на службу в армию длились 2-3 дня. Молодой рекрут прощался с родственниками чуть ли не навсегда, поэтому обходил почти каждый дом в родной деревне. Вся церемония сопровождалась обрядовыми песнями и танцами.
Богатый, щедро накрытый стол, бывалые солдаты дают будущему бойцу советы и рекомендации, мама призывника украдкой вытирает слезы.
Обряд начинался в доме родителей (для справедливости стоит отметить, так обычно происходит и в современной Чувашии). Сначала открывали большую бочку пива, первая кружка полагалась будущему солдату. Юноши запевали обрядовые рекрутские песни, звучали эти мотивы все дни проводов.
Важная часть чувашского обряда, когда рекрута крест-накрест через грудь повязывали полотенцами. Первой это обычно делала мама, вышитые ткани парню дарили и другие родственники. Девушки презентовали призывнику платки.
Обязательная составляющей обряда был обход деревни. Запевая прощальные песни, рекрут и его друзья двигались по строгим канонам: призывник впереди, а его свита, обняв друг друга за пояс, чуть позади. Будущий солдат шел лицом к товарищам, потом отворачивался, делал несколько шагов прямо перед собой и снова обращал взор на друзей.
Рекрут с товарищами, как правило, успевал сделать не менее трех кругов по деревне. Завершался обряд прощальной трапезой в доме призывника. На столе обязательно был каравай. Круглый хлеб подают и на современных проводах.
До сих пор жива и еще одна древняя традиция, связанная с хлебом. Первый кусок каравая отдают призывнику, но он его не съедает, а только надкусывает. Початый ломоть хранят до возвращения будущего солдата из армии. На современных проводах, как и на старинных, готовят специальную кашу, ее называют салтак паты. Подают и традиционное чувашское пиво.
Когда наступала пора прощаться, рекрут выходил из дома строго спиной вперед, лицом к зданию. Этот древний обычай, как правило, соблюдают и сейчас. Причем родители и пожилые родственники остаются за столом как символ того, что они дожидаются призывника дома.
Если рекрут садился в повозку с лошадьми, то люди следили, с какой ноги начнет движение конь. С правой — добрая будет служба.
В некоторых деревнях в день прощания рекруты подходили к старому дубу, просили его о помощи. Древние чуваши были язычниками, поэтому, прощаясь с родными, рекрут обращался и к земле со словами: «Эй, грудь земли, благослови!».
Выходя из деревни или переходя через мост, рекруты раскидывали монеты. Этот обряд иногда соблюдают и в наши дни.
Многие каноны уходят в прошлое, да и сами призывники особо в их силу не верят[1].
Тем не менее чуваши с. Пронькино традиции помнят и пытаются сделать их популярнее.
Место бытования ОНН:
— Российская Федерация, Оренбургская область, Сорочинский район, с. Пронькино.
Формы жанровых направлений ОНН:
— Празднично-обрядовая;
ОНН зарегистрирован: Номер: ORN237
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Информации об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Культработники Пронькинского СДК.
Тип ответственности: Хранители.
Описание:
Обряд «Салтак ачи асатна кун» («Проводы в армию»).
Перед уходом призывника из родного дома родители собирали небольшое скромное застолье, за которым мать новобранца подавала круглый каравай для того, чтобы он отрезал от него тонкую горбушку, на которую клали серебряную монетку, посыпали круто солью, давали откусить кусочек. Остальное мать, как большую драгоценность, укладывала за икону. Горбушка хлеба хранилась до возвращения солдата из Армии. Время от времени родители доставали ее, чтобы посмотреть, не заплесневела ли она. Если горбушка была чистой, значит, и у сына все в порядке.
Призывник, испив ключевой воды, раскидывал монеты и конфеты, которые с радостью собирали маленькие детишки. Затем ему наливалась прощальная чарка, выпив которую он бросал стакан за спину. Если стакан не разбивался, значит, он должен возвратиться домой живым и здоровым.
Перед тем, как сесть в автобус и уехать на призывной пункт, Пронькинские призывники залезали на стелу с указанием населенного пункта, завязывали на нем полотенце, которое снималось ими после возвращения из Армии.
Призывник садился в автобус, который совершал три прощальных круга по солнцу и увозил новобранца в военкомат. Будущий солдат снимал с себя одно полотенце и махал в окно сельчанам до тех пор, пока они не скрывались из виду, а потом выпускал его из рук, посылая прощальный привет и, как бы, оставляя память о себе.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Исключительность/ценность:
Формы бытования:
Проводы в армию.
Риск исчезновения:
Сокращение и старение числа носителей традиции.
Сведения о происхождении ОНН:
Историко-этнографическая характеристика:
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Популяризация
Исполнитель: Органы управления культурой муниципальных образований области, районов.
Тип действия: Сохранение, развитие.
Метод действия: Экспедиционно-собирательские работы.
Принадлежность:
Этно-культурная принадлежность: Чувашская.
Ключевые слова:.
Описательные сведения:
Аннотация:
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Частота выражения ОНН:
Сведения о бытовании ОНН
Место обнаружения:
— Российская Федерация, Оренбургская область, Сорочинский район, с. Пронькино.
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Количество, объем:
Более 5.
____________________________________________________________________________________
[1] http://kupom.ru/news/osobennosti-provodov-prizyvnikov-v-chuvashii.htm