27 июня, 2018
Обряд завивания березки в селе Колпакское часть 2
Седьмая неделя после Пасхи носит название СЕМИКОВОЙ, или еще «русальной», «зеленой», «гряной». Особенно отмечены три дня: СЕМИК, приходящийся на четверг, РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА и ТРОИЦА, или Пятидесятница, 50 – й день после Пасхи.
СЕМИК, седьмой четверг после Пасхи, считался очень большим праздником. Он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем – березкой. Вся природа в это время в силу входит, все зеленеет, цветет. Поэтому дома убирают травою, цветами. Природа, земля всегда несет в себе женское начало, весна – символ юности. От того этот праздник , все его песни и обряды – девичьи, а символ – березка.
Празднование Троицы (старое, доцерковное название – Семик) у нас в народе называли «Зелеными Святками», «Зеленой неделей», «Цветочной Пасхой». Повсюду: на улицах, усадьбах и домах ставили березки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках, лавках и полках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освященные цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту.
Особым почетом окружали в день Троицы березку. Это самое светлое и самое любимое дерево русских лесов, как гласит старинная легенда, росла береза когда – то в саду богини Берегини – хранительницы дома и семьи. У деревьев были волшебные, непогибающие корни: если засыхало одно, то на его месте поднимались два. Так в легенде высказывалась мечта людей о вечной, неумирающей природе. Березка красива, да к тому же полезна. Весной поила она людей сладким соком, зимой обогревала жаром лучших дров, и лечила, и на разные поделки шла. С благодарностью чествовали березу россияне, когда надевала она свой зеленый наряд. Очень интересно этот обряд проходил в селе Колпакское Гайского городского округа.
Наименование: Зеленые Святки. Обряд «Завивание березки».
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Гайский городской округ, с. Колпакское
Формы жанровых направлений ОНН:
Празднично-обрядовая культура – Обряды
ОНН зарегистрирован: Номер: ORN236
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Захарова Анастасия Еремеевна (1913 – 2000) г.
Тип ответственности: Носитель
ФИО: Захарова Ольга Александровна 1967 г.р. (внучка Захаровой А.Е.)
Тип ответственности: Исследователь
Место работы: МБУК «ЦКС» г. Гая, Колпакский ЦД, директор
ФИО: Жаксинова (Захарова) Татьяна Александровна 1977 г.р. (внучка Захаровой А.Е.)
Тип ответственности: Хранитель
Место работы: МБУК «ЦКС» г. Гая, Колпакский ЦД, художественный руководитель, руководитель ТМФ «Радуга».
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: МБУК «ЦКС» Гайского городского округа. Колпакский ЦД
Местонахождение: Гайский городской округ, с. Колпакское, ул . Школьная д . 15
Сведения об особенностях ОНН:
Форма бытования: Аутентичная
Исключительность/Ценность: Обряд несет в себе значительный элемент традиционной народной культуры.
Тип действия: Сохранение.
Наименование действия: Организация и проведение праздника и обряда. Обряд «Завивание березки»
Проводится:В канун праздника Троица, ежегодно.
Исполнители: Жители села Колпакское Гайского городского округа, участники театрального коллектива «Радуга» Колпакского ЦД.
Национальная принадлежность: русская
Сценарий обряда «ЗАВИВАНИЕ БЕРЕЗКИ»
(проводится на открытой площадке)
Звучит народная мелодия. Группками с разных сторон идут девушки и аукают.
Девушки:
— Ау! Ау! Аукаем!
— По сырым боркам приаукиваем.
— К берёзке пойдём, хоровод свой заведём.
Пойдем, девочки
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьём зелёные.
Стой, мой веночек,
Всю неделю зелен.
А я, молодёшенька,
Увесь год веселёшенька!
Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зелёные!
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные.
Не к вам пироги несут,
Лепёшки, яичницы.
Радуйтесь, берёзы,
Радуйтесь, зелёные,
К вам девушки идут,
К вам красные.
К вам пироги несут,
Лепёшки, яичницы.
(Девочки становятся вокруг приготовленного возвышения, на который встает девушка назначенная «Березкой»).
(Театрализованный обряд «Завивание Березки»)
«Берёзка»:
Придите вы, девоньки,
Придите вы, красные,
Принесите мне лепёшеньки,
Принесите мне яичницы.
Я – берёзонька белоствольная,
Оденуся я в платьице
Всё зелёное, все шёлковое.
Ветрик повеет- шуметь буду.
Дождичек пойдёт – лопотать буду.
Мальчик:
Ой, вы, девицы — раскрасавицы! Все румяные да нарядные, все пригожие да улыбчивые! А берёзка ваша плакучая не наряжена, не украшена.
Девочки попеременно:
— А у нас есть ленты красные…
— А у нас есть ленты синие…
— А у нас есть ленты разные…
Колокольцы есть, цветы дивные.
(на фоне музыки после сказанных слов каждая девушка подходит к «Березке» и выполняет какое-либо действие: заплетает косу завязывает ленту, одевает кокошник и так далее).
Девушки:
-Вокруг берёзки хожу-похаживаю,
Вокруг подружки хожу-похаживаю.
Я берёзоньку мою разукрашиваю
Наряжаю её, приговариваю:
-Вот тебе, берёзонька, ленточки,
Вот тебе, подруженька, красные,
Вот тебе цветики белые,
Вот тебе цветики разные.
-Колокольцы тебе, колокольцы
В праздник – день Святой Троицы!
Ой, берёзонька, мы тебя не согнём,
Ой, берёзонька, веночки не завьем.
«Берёзка»:
Я к вам, девоньки, сама согнусь,
Сама я в веночки завьюсь.
Ой, вы, девоньки пригожие мои,
Ой, вы, верные подруженьки мои.
Благодарствую за речь сердешную,
За подарки-угощения на праздничек.
(Девочки исполняют песню “Завейся веночек» и идут вокруг хороводом).
Две подружки «затевают»ссору»:
— Мой веночек-то краше твоего!
Мой веночек-то лучше твоего
-Чем же твой веночек лучше моего?
Чем же твой веночек краше моего?
-А листочки-то на нём блестящие,
А сама-то я в нём хорошащая!
-Ты-то ростом мала
И собой не видна!
Твой венок не пригож,
Он на веник похож.
-Ты сама-то как осина,
Рот пошире, чем корзина!
«Березка» их совестит:
Ай-ай-ай! Вы что, забыли, что сегодня праздник девичий и ссориться вам запрещает обычай?
А ну, миритесь!
А ну, кумитесь!
Начинается обряд «Кумления».
(Решившие «кумиться» подходят к «Березке» парами и проговорив положенные слова целуются через венок, который она держит).
Девушки:
— Ну-ка, кумушка, мы покумимся
Ой, люли-люли, мы покумимся
— Где мы встретимся – обоймемся,
Ой, люли-люли, обоймемся.
— Ты мне — кумушка,
Я тебе – голубушка!
— Покумимся, покумимся,
Не сваряся, не браняся!
«Березка»:
Вы теперь кумушки, кумушки-голубушки, весь год вам дружиться, не ссориться не браниться! Пойдемте девушки красные и моих подружек повеселим и украсим!
( Все идут к березе и завязывают на ней ленты.)
«Березка»:
Благослови, Троица, нам гуляти!
Хороводы водить, да играти!
— Отгадай, народ честной, загадку:
С одного дерева 4 угодья:
Первое – от тёмной ночи свет,
Второе – некопаный колодезь,
Третье – старому здоровье,
Четвертое – разбитому связь.
А отгадки наши все на виду. Первая – это берёзовая лучина, она давала в старину в тёмной ночи свет.
Вторая отгадка тоже проста: некопаный колодезь – это берёзовый сок. Им и жажду утолишь, и здоровья наберёшься.
Третья отгадка – веник берёзовый для бани. Покупайте наши венички! Каждый знает, что русская баня полезна и старым, и малым. Берёзовый веник всю хворь выгонит, душу повеселит, тело порадует!
И четвертую отгадку вам припасли – береста для разных дел.
Далее идут народные игры под веселую музыку:
«Дедушка водяной» , «Передай венок», «Поймай или догони венок», «Ручеек» и другие.
Заканчивается гулянье «Яишницей» — все садятся под березу на травку и лакомятся угощеньями – пирогами да лепешками.
Мы гордимся стариною
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа!
Приложение:
Игра «Дедушка Водяной»
Один из игроков выбирается Водяным. Он садится в центр круга, образованного другими игроками. Водяной закрывает глаза, а остальные игроки водят вокруг него хоровод и поют:
Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку, на одну минуточку.
Затем хоровод останавливается, и водяной с закрытыми глазами подходит к одному из участников. Его задача состоит в том, чтобы, не открывая глаз, отгадать, кто из участников перед ним стоит.
Если водяной угадывает, то этот участник становится Водяным, а Водяной встает в хоровод. Если Водяной не угадывает, то он садится в центр круга и игра продолжается.
Игра «Ручеек»
Количество игроков любое. Играющие выстраиваются парами, образуя «ручеек». Выбирается один Водящий. Водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот, у кого веточка -становится водящим.
Венок
Количество игроков: любое
Игроки договариваются, кто каким будет цветком, и рассаживаются по местам. Ведущий начинает «плести» венок, называя какой — либо цветок. Названный «цветок» берет за руку ведущего и в свою очередь называет следующий цветок. Дети бегают цепочкой, «собирая цветы».
Когда венок сплетен, все становятся в круг и водят хоровод, проговаривая стихи. После слов ведущего «цветы увяли» дети разбегаются по местам. Тот, кто остался без места, продолжает игру, начинает «плести» новый венок. Для хоровода можно использовать стихи.