4 мая, 2018
Приглашение на толоку в поселке Комсомольский Адамовского района Оренбургской области
Описание:
Толока — форма деревенской взаимопомощи. Её организуют в деревне для выполнения срочных работ, требующих большого количества работников: сбор урожая, вырубка леса, сооружение домов и т. д. Иногда толоку используют для проведения общественных работ (строительство церквей, школ, дорог и т. п.). Сегодня толоку чаще используют для проведения работ на частном подворье. Это могут быть такие виды работ как заготовка сена, уборка картофеля, рубка и засолка капусты на зиму, придворовой убой и переработка домашней птицы. В поселок Комсомольский обряд привезли первоцелинники из Белоруссии и Украины. Он хорошо прижился в поселке и успешно передается уже третьему поколению односельчан.
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область, Адамовский район, п. Комсомольский.
Обычай записан со слов жительницы поселка Фильчук Татьяны Васильевны, 1938 года рождения. На Целину Татьяна Васильевна приехала из Белоруссии в 1959 году.
Формы жанровых направлений ОНН:
Празднично-обрядовая культура — Обряды
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Фильчук Татьяна Васильевна, 1938 года рождения.
Тип ответственности: Носитель.
Место работы/ Адрес: пенсионерка; Российская Федерация, Оренбургская область, Адамовский район, п. Комсомольский.
ФИО: Мещерякова Наталья Ивановна. 1963 года рождения
Тип ответственности: Исследователь
Место работы/ Адрес: Культурный организатор Комсомольского сельского дома культуры; Российская Федерация, Оренбургская область, Адамовский район, п. Комсомольский.
ОНН зарегистрирован: Номер: ORN232
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Описание:
С давних пор у народа существовал мудрый обычай помощи друг другу в различных работах: при строительстве дома, жатве, покосе, обработке льна, прядении шерсти и т.д. Коллективную помощь устраивали в разных случаях.
Толока— форма взаимопомощи в России, на Украине, в Белоруссии, Эстонии, Латвии и Литве. Её организовывали в деревне для выполнения срочных работ, требующих большого количества работников.
«Совместные помочи» или «толока» обычно проходили для достаточно больших работ, когда одному это долго делать или вообще невозможно. Обычно толокой делали: вырубку места под новый дом для погорельца; дожинки жита; мятие и трепание льна и конопли; вывоз в поле навоза («навозница»); подъём сруба («вздымки», «сдымки»); сооружение глинобитной печи («печебитье»), заготовку квашеной капусты на зиму («капустки»); изготовление пряжи («супрядки»). На Полесье толоку обычно организовывали при уборке урожая, возведения мостов, мельниц, запруд, больших построек, при заготовке сена, вывозе деревьев из леса, навоза в поля, рытьё прудов, колодцев и для других крупных работ, для помощи вдовам, сиротам, солдаткам, безлошадникам. Начинались помочи с приглашения помочан хозяином. Вместо приглашения самим хозяином могло быть и решение общины о проведении помочей в пользу человека, нуждавшегося в коллективной поддержке. Продолжительность работы на помочах в одних районах была четко определена обычаем, в других — менялась в зависимости от обстоятельств.
В толоке односельчане работали сообща, вместе, добровольно и бесплатно. Обычно тот, для которого работали, угощал работников. Также обычным делом было окончание толоки народными гуляньями с танцами и песнями.
Такая помощь проводилась по решению сельской общины. Община, как вы помните из истории, руководила всей жизнью деревни: хозяйственной, общественной и даже семейно-бытовой. Крестьянин, нуждающийся в помощи, обращался к сельскому сходу. Но чаще бывало так, что он сам приглашал («созывал») людей на помощь, обращаясь не ко всей общине, а родственникам и соседям.
Помощь могла быть организована и иначе. Так, соседи договаривались по очереди помогать друг другу в разных видах работы, например, рубить капусту. А капусту в деревнях квасили в больших количествах, потому что семьи были многолюдными. Также по очереди вывозили на поля навоз, который накапливался на дворах за холодное время года. Это было хорошее и, как мы теперь говорим, экологически чистое удобрение. Помощь в первую очередь распространялась, конечно же, на работы тяжелые, трудоемкие, где одной семье не справиться: строительство, перевозку избы, починку крыши, а также срочные: до дождей убрать урожай, скосить сено, выкопать картошку.
Таким образом, общественную помощь условно можно разделить на три основных типа:
1) благотворительную – крестьяне всей деревней работали на сиротские, вдовьи или просто маломощные хозяйства, помогали миром погорельцам;
2) «в отработку» – соседи договаривались по очереди помогать друг другу, т.е. происходил обмен работниками;
3) одноразовую – хозяину необходимо было в один день завершить определенную работу.
Обычай безвозмездной коллективной помощи широко использовался первоцелинниками, жителями нашего поселка. Так дружно и безвозмездно трудились первоцелинники на строительстве домов для жителей нового тогда поселка Комсомольский. «В отработку» помогали возводить новые дома для своих будущих соседей целинники. Так была построена одна из первых улиц поселка «Орская». Каждый дом сдавался с настоящим гулянием.
Коллективная помощь носит универсальный (всеобщий) характер, закономерно и понятно – во все времена люди не могли жить и выживать без взаимовыручки.
Помощь, как правило, устраивалась в воскресные и праздничные дни. Помогавшие приходили со своими орудиями труда, инструментами, если нужно – лошадьми и телегами.
После работы хозяева угощали тех, кто помогал. Перед застольем все переодевались в нарядные одежды, которые специально брали с собой. Итак, труд закончен, наступает время настоящего праздника. Недаром во многих местах России помочь, или толоку (так называется этот древний обычай в русских говорах), «играли», «справляли». Вспомним выражения: играть свадьбу, справлять новоселье: в деревне это означало устраивать целое праздничное действо, состоящее из нескольких обязательных частей. Так и при устройстве помощи: прежде всего хозяин или хозяйка заранее приглашают людей на помощь, обходя каждый дом; в назначенный день утром все собираются вместе, распределяют обязанности, потом следует непосредственно работа, а завершает все веселое гулянье. Как видим, это не обычная работа, а труд для другого, в пользу кого-то, остро нуждающегося в помощи. Именно поэтому ее было разрешено проводить в те дни, когда по церковным и мирским правилам работать запрещалось. Люди с радостью принимали приглашение и с охотой трудились.
В зависимости от характера работы помощь разделялась на мужскую (строительство дома, перекрывание крыши, установка глиняной печи), женскую (обработка льна, прядение шерсти, жатва, уборка избы) и общую, в которой были заняты мужчины, женщины, молодежь и даже дети (вывоз навоза, косьба).
Надо сказать, что обычай до сих пор существует в русских деревнях, хотя характер работ немного изменился. В поселке Комсомольский на толоку сегодня приглашают, чтобы уложить сено на зиму, чтобы выкопать картошку, чтобы забить и обработать домашнюю птицу, убрать урожай вишни и яблок в домашнем саду, порубить и посолить капусту на зиму. Да и помощь сейчас носит больше общий характер, не разделяется на мужскую и женскую.
После завершения работы, по традиции, все заканчивается застольем, которое готовят хозяева. Архаичным является сегодня праздничное гуляние с обрядовыми-хвалебными песнями и хороводами, однако многие черты обряда сохранились. Как и в прежние времена работники переодеваются в праздничную одежду, за столом ведут приятные беседы, поют застольные песни. Молодое же поколение может закончить вечер и танцами.
Помощь в строительстве дома
Изготовление самана
Гуляния после работы
Сведения об особенностях ОНН:
Форма бытования: Частично аутентичная в активном бытовании, частично в пассивном.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Принадлежит выходцам из Белоруссии, Украины и Прибалтики.
Обычай являлся общим для славян — у белорусов и поляков он называется так же — талака и toloka соответственно, а у великороссов, кроме собственно названия толока, используются в разных местностях и другие варианты: супрядки, помочь и др. Слово «толока» имеет большое распространение на юге России, в Белоруссии и на Украине, тогда как на Русском Севере больше употребляют слово «помочь».
В России у татар и башкир такая традиция называется «омэ».
Исключительность/ ценность:
Ранее толоку организовывали на колхозных работах (строительство, уборка урожая), а сейчас в частном порядке (сбор урожая картофеля на личном подворье, заготовка и укладка сена на хранение, забой птицы). Обычай уникален тем, что не только приносит материальную выгоду, но и носит высоко -нравственные мотивы. Общий труд сближает людей, а труд на благо людей делает душу чище. Обычай учит добру, отзывчивости, взаимовыручке и взаимопониманию.