4 мая, 2018
Башкирский народный музыкальный инструмент КУБЫЗ
Описание:
Экономический и социально-бытовой уклад оказывал воздействие и на музыкальную культуру башкирского народа. Простота конструкций и доступность материала, из которых изготавливались некоторые музыкальные инструменты, способствовали их популярности в народе. К таким относится и кубыз – один из самых древних музыкальных инструментов, известных человеку. Археология связывает его возникновение с эпохой позднего неолита.
Кубыз — самозвучащий язычковый музыкальный инструмент типа варгана у башкир, народный музыкальный инструмент. Изготавливается из дерева (агач-кубыз, агас-Кубыз), либо из металла (тимер-кубыз, тимер-Кубыз).
Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов (эпоха позднего неолита).
Представляет собой металлическую или деревянную дугу с язычком в центре. Исполнитель зажимает инструмент губами и придерживает левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывается пальцем правой руки и он при вибрации издает бурдонный звук, от которого при изменении артикуляции извлекаются обертоны. Звук инструмента тихий, диапазон в пределах одной октавы.
На кубызе исполняются плясовые наигрыши и звукоподражательные мелодии. Используется и как сольный и ансамблевый инструмент.
Наиболее известные исполнители-кубызисты — Р. А. Загретдинов, М.Давлетбаев, И.Туймакаев и др[1].
Место бытования ОНН:
— Российская Федерация, республика Башкортостан, Оренбургская область.
— Места распространения: республика Башкортостан; районы Оренбургской области, где компактно проживают башкиры.
Формы жанровых направлений ОНН:
— Исполнительские искусства, музыкально-инструментальное искусство.
— Техники и технологии; техники и технологии, связанные с народными музыкальными инструментами.
ОНН зарегистрирован: Номер: ORN231
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Информации об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Мушарапова Гулюза Губайдулловна
Тип ответственности: Хранитель.
Место работы/адрес: Культурный комплекс «Национальная деревня», дом-музей башкирской национальной культуры и быта.
Местонахождение:г. Оренбург, ул. Алтайская, 5.
Описание:
Кубыз представляет собой металлическую дугу с язычком посередине. При игре Кубыз зажимают губами и придерживают левой рукой, слегка приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки, от чего он приходит в состояние вибрации и возникает бурдонный звук, из которого при изменении артикуляции извлекаются обертоны. Звук тихий, диапазон в пределах октавы.
В Башкортостане бытуют две разновидности Кубыза: деревянный и металлический. Металлический может иметь дугообразную, прямоугольную или трапециевидную форму. На территории Башкортостана металлический Кубыз используется повсеместно.
Деревянный Кубыз особенно популярен в северо-восточных районах,
представляет собой пластинку с вырезанным на ней язычком. Звук получается от дерганья язычка нитью, прикрепленный к нему.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Кубыз – язычково-щипковый музыкальный инструмент типа варгана. Инструмент известен в мире под многими названиями, но единым остается способ звукозвлечения и предназначение – сольное музицирование.
У башкир Кубыз обычно считался детским или женским инструментом. Тихое звучание инструмента давало возможность играть, не привлекая внимания посторонних. Игра на Кубызе может сочетаться с игрой на различных музыкальных инструментах. Характерен ансамбль Кубыза с дунгуром, а также с подносом, на котором выбивается определенный ритмический рисунок при помощи наперстков, надетых на пальцах. При этом дополнительный аккомпанемент издают монеты на нагруднике и на косах участниц ансамбля.
В последние годы в Башкортостане стали создаваться оригинальные образцы Кубызов. На них, кроме исполнения мелодий, возможно исполнение многообразных подражательных и имитационных приемов с усложненными ладово-ритмическими рисунками.
Исключительность/ценность:
Многие исполнительские приемы игры на кубызе трудно обозначить общепринятыми нотными знаками, в наигрышах много нетемперированных звуков, звукоподражательности и звуковых эффектов (“кукушка”, “бой часов”, “топот копыт коня” и др.). О башкирском Кубызе исследователи единодушно отзываются как о женском инструменте.
На территории России одно из первых описаний кубыза (варгана) встречается в словаре Российской Академии Наук за 1789 год, где в статье “Варган” инструмент определялся как: ”Простонародное музыкальное орудие … зубанка”.
Формы бытования:
Сценическая форма, фольклорные фестивали, конкурсы Кубызистов.
Риск исчезновения:
Сокращение и старение числа носителей инструментальной традиции, утрата изготовления мастерами.
Сведения о происхождении ОНН:
Историко-этнографическая характеристика:
О происхождении кубыза в народе сложена легенда: «Однажды бедный пастух-сирота Бикбай смастерил себе Кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его Кубыз. Как-то Бикбая пригласили на йыйын (массовые гуляния). Когда он играл на Кубызе, то все девушки плясали под его музыку, а старшая дочь бая Гульсум непрерывно на него смотрела. Бикбаю тоже понравилась девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой Кубыз».
В Башкортостане в прошлом Кубызы изготавливались из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта.
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Популяризация
Наименование действия: Организация и проведение областных и районных фестивалей Кубызистов, мастер-классов игры на Кубызе.
Исполнитель: Органы управления культурой муниципальных образований области, районов, где компактно проживают башкиры.
Тип действия: Сохранение, развитие.
Наименование действия: Восполнить новыми экспонатами зал музея, касающиеся музыкального инструмента – Кубыз.
Метод действия: Экспедиционно-собирательские работы.
Исполнитель: Мушарапова Г.Г. – методист, руководитель дома-музея башкирской национальной культуры, быта и этнографии.
Принадлежность:
Этно-культурная принадлежность: Башкирская.
Ключевые слова: Кубыз; Башкирские народные музыкальные инструменты.
Описательные сведения:
Аннотация:
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Частота выражения ОНН:
Используется в обрядово-праздничной культуре: праздники, гуляния в системе башкирского народного календаря – «Карга-туй» («Воронья каша»), «Кэкуксэйе» («Кукушкин чай»), «Сабантуй»идр).
Сведения о бытовании ОНН
Место обнаружения:
— Российская Федерация, республика Башкортостан; районы Оренбургской области, где компактно проживают башкиры.
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Количество, объем:
Традиционный башкирский металлический Кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов – «дек» и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между «деками», а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона.
Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука — палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза.
Колебания язычка производят один основной тон — бурдон. Высота его определяется размером инструмента (чем он меньше, тем тон выше), толщиной язычка и его кончика. Формируется бурдон преимущественно в малой октаве (реже в большой и первой). При открытой гортани он дублируется звуком, расположенным октавой ниже, возникающим в гортани исполнителя при расслабленных мышцах челюсти и наполненной воздухом полости рта.
Вибрация язычка создается за счет дыхания и артикуляции. Не менее важен ритм – он зависит от техники и мастерства играющего.
Основные элементы инструмента:
- Кольцо корпуса;
- Корпус:
- Внешние щечки корпуса;
- Внутренние щечки корпуса;
- Язычок;
- Колено язычка;
- Кончик язычка;
- Заклепка.
_____________________________________________________________________________________________
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki//Кубыз_(щипковый_музыкальный_инструмент)