27 марта, 2013
Обряд староверов – «Крещение ребёнка»
Исключительность/ценность: Путь Российского национального возрождения лежит через открытость миру, через отзывчивость на чужие беды и посильную помощь тем, кто терпит бедствие. Успех этой стратегии будет зависеть от того, удастся ли нам обрести главную ценность – ценность единства, объединив будущее с прошлым и настоящим, обретя духовную общность нации. В данном случае, таким объединяющим элементом выступает религия.
Главной особенностью отношения к вере большинства русских казаков являлась склонность к старообрядчеству. Объяснялось это просто – изолированное положение казаков на окраинах государства способствовало тому, что в их среде древние православные каноны сохранились в неизменном виде. В то время как на Руси вводились нововведения, исправлялись обряды и книги, казаки на Южном Урале продолжали жить обычаями старины, унаследованными от предков.
Число казаков-старообрядцев на Южном Уралев не только сохранялось неизменным, но постоянно росло за счет беглых, искавших и находивших убежище в казачьих станицах. Значительный приток произошел после разгрома Керженских скитов в Нижегородской губернии, старообрядцы из тех мест селились в особой слободе казачьего войска – так называемом Шацком монастыре.
В крупные станицы Гирьяльскую и Ильинскую раскольники переселились из Самарской губернии. В казачью станицу Сакмарскую старообрядцы-поповцы пришли из Уральска. В станицу Рассыпную раскольников насильно переселили с Дона за участие в антиправительственном мятеже. Казаки из числа донских раскольников селились в станице Буранной. Были казаки старообрядцы и в с. Беловка.
Место бытования ОНН:
q Российская Федерация, Оренбургская область Сакмарский район, с. Беловка.
Формы жанровых направлений ОНН:
q Празднично –обрядовая культура
ОНН зарегистрирован: ГБУК «ОМЦНТ», Номер: ORN029
Полное наименование: Областной методический центр народного творчества
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Полное наименование: Оренбургский методический центр народного творчества
Наименование ОНН: обряд староверов — «Крещение ребёнка»
Язык наименования: русский
Сведения, относящиеся к наименованию:
Форма выражения ОНН: устная.
Современное место бытования ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область Сакмарский район, с. Беловка.
Полное наименование:
Адрес: с.Беловка Сакмарский район.
Лица, имеющие отношение к ОНН: ФИО: Пастухова Наталья Ивановна
Тип ответственности: Исследователь
Место работы/ Адрес: С.Беловка, Сакмарский район.
Сведения о происхождении ОНН:
Историко-этнографическая характеристика:
Казаки — старообрядцы, проживая в Оренбуржье, сохранили до сегодняшнего дня свою культуру. И по сей день они бережно хранят и развивают свои традиции, помогающие им сохранить свою идентичность и целостность мировоззрения и мировосприятия. Феномен старообрядчества уральских казаков имеет ряд причин геополитического характера. Географически войско являлось в конце XVI в. самым дальним русским форпостом на крайнем юго-востоке Европы. Удалённость от главного русского национального ядра, этнографическая изолированность казаков отделённых частью Великой степи с воинственными племенами номадов от остальной России — всё это чисто механически препятствовало проведению реформ патриарха Никона на территории войска. Поэтому раскол в войско не был привнесён извне Казаки просто оставались верны дониконовским обрядам православной церкви. «Русь, современная Алексею Михайловичу, дониконовский быт, со всеми странностями, радушием и закоренелыми предрассудками процветает здесь нерушим и неизменен»,- так характеризовал войско В.И.Даль в 30-е годы XIX в.. Подобно казакам-некрасовцам, уральцы составляли этноконфессиональную группу.
Сведения об особенностях ОНН:
Форма бытования: Первоначально — аутентичная, сейчас восстановленная и вторичная.
Староверие для казаков р. Урала, смотревших на себя как на исключительных и единственных обладателей богатств края, — это был протест против реформ церковно-религиозных, да и гражданских. Раскол в войске носил характер политического протеста — войско таким образом отмежёвывалось от Центра. Казаки в этом случае пытались сохранить даже не столько старые традиции церкви, сколько свои обычаи, нравы и жизненные устои, дорожа собственно не духом старины глубокой, а лишь внешними обычаями и привычками. Старообрядчество казаков было более политическим, чем конфессиональным. Они были далеки от религиозного экстремизма. Их «отделение» было ничем иным, как возможностью законсервировать свои вековые привилегии, стремлением обособиться от властей, став под иное религиозное знамя.
Правда, не приняв исправленных при патриархе Никоне богослужебных книг и обрядов, казаки не порывали окончательно и с православными архиереями, посылая к ним для посвящения своих ставленников. В свою очередь казанские архипастыри относились к казакам-староверам достаточно терпимо.
Описательное сведения:
Аннотация:
Как же проводился самый главный обряд в семье – крещение ребёнка? Всё начиналось с молитвы: «За молитвы святых, отец наш, господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь!» — повторяемая три раза и сопровождавшаяся трёхкратным крещением. Заранее приготавливали купель с тёплой водой, закрепляли 3 свечи на купели. На стол ставили три иконы: божья матерь с младенцем, распятье Христа и Николая- чудотворца.. Ссначала крестили воду со словами молитвы: «Святые боже, святые крепне, святые бессмертны, помилуй нас (3 раза), разжигали ладан, окуривали и освящали воду, одежду ребенка, рубашечку, крестик, пояс (по 3 раза). Затем брали ребенка из рук матери, окунали в святую воду со словами: «Крещается раб божий (имя) с молитвой «Во имя отца и сына и святого духа, аминь» и поворачивали ребёнка не солнцу 3 раза. Потом вытаскивали из воды и подавали на полотенце крёстным родителям со стороны мужа и жены. Это были, как правило, молодые люди, надежные, будущие помощники в воспитании ребенка, их обязанностью было заменить полностью родителей на случай их непредвиденной смерти. Затем на крещеного ребенка одевают сначала крестик, затем поясок и рубашечку с трёхкратной молитвой: «Одевается раб божий (имя) во имя образования и веселья». Позже читалась молитва: «Слава отцу и сыну , святому духу и ныне и присно и вовеки веков, аминь. Святые боже, святые крепки, святые бессмертны, помилуй нас»- З раза. После крещения ребёнка читается канун «Ангелу и Ангелу – хранителю». Завершается обряд тем, что ребёнку дают 3 чайные ложечки святой воды с молитвой «Во имя отца и сына и святого духа».
Сведения о действиях над/с ОНН: Тип действия: Сохранение