20 февраля, 2018
Крестины ( с. Павло-Антоновка Тоцкого района)
Крещение — древнейший обряд, который в православной и католической церкви относится к разряду таинств. Оно означает принятие человека в лоно христианской церкви. После крещения человек становится «Божьим», то есть приобщается к религии.
Крещение у православных обычно совершается в младенческом возрасте. Младенца трижды окунают в воду, в католической же просто обливают водой. Священник произносит огласительную молитву, благословляет воду, одевает младенца в крестильную рубашку, вручает нательный крест, совершает таинства миропомазания и крещения. Причем обряд этот веками сохраняется в неизменном виде.
На крестины в России принято приглашать родных и близких, накрывать праздничный стол. Кроме того, в России на крестинах младенца выбирают крестных отца и мать, которых в дальнейшем называют «кум» и «кума» и которые призваны всю дальнейшую жизнь помогать крестнику во всех трудностях [1].
Место бытования ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область, Тоцкий район, с. Павло-Антоновка.
Формы жанровых направлений ОНН:
Празднично-обрядовая
ОНН зарегистрирован:
ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN215
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Самохвалова Варвара Дмитриевна. 1930 г. рождения, уроженка с. Логачевка.
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
В одной из этнографических экспедиций бабушки рассказали, как праздновали крестины в советские времена и, порой, празднуют и сейчас. Так как крестить детей было запрещено, к молодым родителям приходила бабка, которую специально приглашали, купала ребёнка и начинался праздник. Собирались гости — это были родственники семьи, кумовья. Бабка приносила специальную крестильную кашу, которую варила заранее. Каша находилась обязательно в глиняном горшке и была завязана в полотняную салфетку или во что-то другое. Сейчас вместо каши в глиняный горшок можно положить разные сладости, но по правилам должна быть каша. Этот горшок бабка должна была стеречь, чтобы его никто не украл. Начиналось застолье с шутками, прибаутками, гости пили, ели. В то время, когда бабка отвлекалась, старались кашу украсть. Вместо каши ставили тоже глиняный горшок, только внутрь были положены разные бумажки или что-то ещё. Пропажа каши обнаруживалась, когда ставили горшок на стол, чтобы начать одаривание младенца. Бабка должна была выкупить кашу. После того, как пропажа находилась, начинали выкупать горшок с кашей. Кто больше даст за неё денег, тот имеет право разбить горшок. Как правило, больше денег всегда давал кум. Он разбивал горшок с кашей на столе. Все гости брали себе по кусочку черепка. Считалось, что черепок служил пропуском на свадьбу этого ребёнка. Если его сохранить, то можно было без приглашения приходить на свадьбу. Веселье продолжалось выкупом уже самой каши. Гости давали деньги на кашу и каждый мог её попробовать. И всё сопровождалось шутками, пели песни, танцевали. Веселились сколько хотели. Когда приходило время расходиться по домам, то бабку садили на борону и любую повозку с колёсами или санки, если это было зимой и тянули домой. Если по пути встречались прохожие, то им давали выпить и закусить. Бабка дома рассчитывалась с «лошадьми». Она накрывала стол и угощала компанию, которая шла с ней. Потом домой таким же образом завозили кума с кумой. Могли везти их сразу вместе или по очереди. Всё это заканчивалось угощением от кума и кумы[2].
Нечто подобное наблюдалось и в Оренбургской области: из воспоминаний Самохваловой Варвары Дмитриевны (девичья фамилия Гончарова), 1930 г. рождения, уроженка с. Логачевка.
«В октябре месяце 1949 года я приехала работать в Павло — Антоновку фельдшером. Роды мы с бабушкой принимали (повитухой). Я проверю, потом она: « Да, душечка, правильно..». У роженицы схватки начинаются, я тогда иду. А сама Богу молюсь, прошу о помощи. А роженица, когда схватки отпустят, начинает прощенья просить у свекрови, прощения просить у мужа. И все они плачут и я тоже плачу… Сколько слез пролила. А бабушка (повитуха) скажа: « Душечка, ведь душа с телом расстается» и всегда приговариваить: « одна душа освабадися, а другая душечка нарадися». Обычно за повитухой приходили родственники или муж прибегал.
Пройдет неделя после родов, у баню бабушка (повитуха) эту роженицу водя…. С бадашком.
Я тогда родила, а бабушка Марячиха (кличка) у мине принимала. И вот она « Айда, дочк, возьми чаплю.» Ну, чаплю вот из печки вынають, ну как вроде вместо бадажок. « Ды, бабушк, дыу мине ничо ни балить, вроде первые роды ишо»[3].
Повитуха: « Нет, душечка, эт сглаз, с переговора». Да эту баню вела. Она мине в бане правила там. Правила мине и спину, и живот. Нучтой-та причитывала. Ну молитву какую-нибуть.
Ну, а потом на зубок вот хто жилал притить праведать… Напекут там блинчиков, и ватрушик и пирох там слаткый и у чашки настольникомзавязывають…. И приходють и поставють куда-нибуть. Ну вот, штобы высоким был или высокыя была, здоровая. Ставят кудай-то на галанку или на печку.
А там уже кристины. И пасаженныи мать кресная и отец кресный (церкви-то не была). И вот на кристины тогда уж гатовють родные роженицы и приглашають мать кресную посаженную и отца креснова. А когда кстили, батюшка приезжал. Песни пели застольныя… И клали, вроде тама, на пеленки, на рубашонки…эти…медныи. И бабушка (повитуха участвовала).
И этой бабушке – повитухе, когда умереть ей, каждыя радительница должна принести ей ленту….положить у гроп.( ленты клались любые, кто какую и кто сколько)».
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальный обряд является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Сведения об особенностях ООН:
Исключительность/ценность:
Форма бытования: аутентичная
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ»,
Место действия: Оренбургская область,
Метод действия: Метод полевых исследований
Этнокультурная принадлежность: Русские
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Русский, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество,объем: Более 5
[1] http://www.advantour.com/rus/russia/traditions/christening.htm
[2] https://aworlds.com/clubs/260_kak-prazdnovali-krestiny-v-sovetskie-vre.html
[3] Орфография автора сохранены – прим. ред.
исп.
Белецкий В.Ю
Леонтьев А.Н