29 марта, 2017
Казачий женский костюм Оренбургской области
Женский костюм — это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и даже сколько у женщины детей…
Чем дальше в глубь веков, тем отчетливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно. Даже в фабричного пошива городских костюмах наших бабушек это можно прочитать. В средневековье костюм был открытой книгой…
Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казачки носили шаровары: на Нижнем До ну и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан — казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, «корабликами»… Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже сегодня… например, «знуздалка», или «замуздка», — платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили «татарками». После превращения казачества в сословие, а еще точнее, после наполеоновских войн, казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края.
Образцы этой одежды послужили основой для сценических костюмов народного ансамбля казачьей песни «Раздолье» (рук. Ирина Посадская) ГАУК «РЦРКОО» которыйв 2014 году отметил свой 30-летний юбилей. Коллектив обладает богатым репертуаром, оригинальной исполнительской манерой, в которой гармонично соединены вокал и музыкальное сопровождение, пластическое выражение сценического образа, и костюмы[1].
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область.
Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии
ОНН ЗАРЕГИСТРИРОВАН: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN115
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Отдел народного творчества ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
После превращения казачества в сословие, а еще точнее, после наполеоновских войн, казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края.
Исчезли шаровары, потеряла смысл «запаска» — юбка из двух полотнищ ткани, которые «запахивались» (отсюда и название, а не от «запаса»)…
Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. В России замужние женщины носили «повойник» — показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке — «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова «файн» — прекрасный), «наколки и токи». Носились они в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.
Колец мужчины-казаки, как правило, не носили. Обычай этот военный. Считалось, что казаки повенчаны со службой. Так что кольца — это в основном женская символика. Серебряное колечко на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». Серебряное колечко на правой руке — просватана. Серебряный перстенек с бирюзой (камнем тоски и памяти) на правой руке — значит, суженый на службе.
Золотое кольцо на правой руке — замужем, на левой — разведенная (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил — носил в ладанке. Кольцо привозили домой вместе с фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях.
Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. Именно ее звали САМА. Как правило, «Сама» была свекровь — мать сына. Как положено вдове (если она была вдовой), носила черный платок, но казачки могли при черном платке носить и цветные шали. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох. Причем у казаков возраст был старше чина. Авторитет же матери, «Самой», был выше царского.
Ключи же, а может быть, только один, поскольку на хуторах казаки не знали замков, «Сама» на смертном одре передавала той, кого считала способной возглавить дом. И это могла быть не обязательно старшая дочь или сноха, могла быть и та из снох, с которой «Сама» не ладила. Получив ключи, иногда совсем молодая женщина привязывала их к поясу и становилась «Самой». И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах.
Женский костюм содержал много символики: так женский головной убор в виде рога (одного, двух или трех) несет в себе символ плодородия — плодовитость животных. Пояс разделяет фигуру на верх и низ, верх символизирует землю и небо, голова — солнце, божество (выделялась красным цветом); низ — вода, подземные источники. В костюме казачек обязателен был свободный силуэт, воротник-стойка, длинный широкий рукав с манжетой или просто собран в сборку, пояс, застегивающийся в замок и лента на голову. Вариантов застежек сарафана использовалось несколько: спереди посередине и сбоку. Рукава и перед костюма были украшены позументом (галуном, оторочкой, серебряной и золотой лентой. Низ рукава был обработан двухслойной прошитой машинными строчками манжетой на двух пуговицах и с прорезными обметанными вручную петлями. Сарафан надевался на поднизку с рукавами, которая застегивалась сзади и была чуть короче сарафана. Сарафанка сшита из парчовой ткани, цельнокроеная и состоит из трех полотнищ. Подол подшит для прочности хлопчатобумажной тканью, так называемой подпушкой. Ткань переда и спинки равномерно была заложена в складки, с изнаночной стороны перед и спинка имели подклад из простой хлопчатобумажной ткани. Спереди складки чуть выше линии груди, на спине — почти на уровне плеч. Застегивалась сарафанка спереди на три-шесть пуговиц. Такой сарафан имел широкое распространение в последней четверти XIX и начале XX столетия. Под сарафанку надевалась поднизка с рукавами — «рукава» (такое название бытовало и в других районах Южного Урала). Рукава поднизки были сшиты из дорогой ткани — набивного шёлка с цветочным узором, а стан (полочка и спинка) по обычаю сшит из простой хлопчатобумажной ткани. Чуть ниже плеча нашиты галуны — «галунцы» (так называло местное население галуны — золотую или серебряную тесьму). Ткань у горловины на полочке и спинке собиралась в мелкие складки в одном направлении (Приложение). У запястья рукав был собиран в складку и вшивается в широкую манжетку, застегивающуюся на одну пуговицу (Приложение). Рукава внутри продублированы хлопчатобумажной тканью. Крой стана состоял из клиньев, слегка расширенных книзу, в виде трапеции. Поднизка шилась длиной до колен, под неё надевали еще несколько юбок[2].
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальный костюм является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Форма бытования: Аутентичная
Исключительность/Ценность:
Внешним, отличительным признаком любого народа является его национальный костюм, поэтому данное методическое пособие начинается именно с этой темы. Национальный костюм пережив в течение веков определенные трансформации, до сегодняшнего времени сохраняет свою значимость, как один из показателей этничности.
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель: сотрудники ГБУК «ОМЦНТ», Место действия: Оренбургская область, Метод действия: Метод полевых исследований
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Казачки
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Национальный, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок- Количество,объем: Более 5
_______________________________________________________________________
[1] http://казачествомосквы.рф/publ/istorija_kazachestva/odezhda_kazachek/1-1-0-25
[2] http://bibliofond.ru/view.aspx?id=706802
исп.
Белецкий В.Ю
Леонтьев А.Н