29 марта, 2017
Оренбургские казаки и их песни
Колоссальный и уникальный пласт казачьего фольклора формировался веками. Песни рождались в разные времена, посвящались различным событиям. А устная передача обеспечивала им строгий отбор. Те, что послабее, забывались и отмирали. Лучшие переходили из поколения в поколение. Но при этом и они менялись, начинали жить какой-то своей, особой жизнью[1].
Казачьи народные песни представляют собой уникальный пласт творчества. Они уходят корнями в историю множества народов. В войске казаков были люди из разных областей ранее большой страны, и их культуры плотно переплелись, создав не имеющий аналогов фольклор.
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область, Оренбургский и Соль — Илецкий районы.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично – обрядовая культура – Обряд
Исполнительские искусства – Песенное искусство
Техники и технологии — Техники и технологии, связанные с исполнением казачьих народных песен
ОНН зарегистрирован: ГБУК «РЦРКОО»,
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: г. Оренбург, ул. Пролетарская, 24
Номер: ORN107
Информация об ответственности относительно ОНН:
Язык наименования: русский
Сведения, относящиеся к наименованию:
Форма выражения ОНН: обряд
Современное место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область, Оренбургский и Соль- Илецкий районы
Лица, имеющие отношение:
Войтина Анастасия Дмитриевна (1911 г.)
Бессонова Анастасия Николаевна (1926 г.)
Горбунова Анастасия Петровна (1926 г.)
Иванова Валентина Трофимовна (1928г.)
Никитина Вера Кузьминична (1911 г.)
Образцова Мария Сергеевна (1935 г.)
Рехтина Екатерина Алексеевна(1932 г.)
Тип ответственности: Носитель
Адрес: Оренбургская область, с. Григорьевка, с. Чернореченское, Верхняя и Нижняя Павловка, с. Городище
Ф.И.О: Лилия Рафаэльевна Муратова
Тип ответственности: исследователь
Адрес: ГБУК «ОМЦНТ», г. Оренбург, ул. Пролетарская, 24
Организации, имеющие отношение:
Наименование: ГБУК «ОМЦНТ»,
Полное наименование: ГБУК «Оренбургский методический центр народного творчества».
Тип ответственности: исследователь
Место нахождение: Адрес: г. Оренбург, ул. Пролетарская, 24
Описание:
Свадебные песни являются наиболее ранним слоем, который вошел в местную традицию вследствие переселений казаков различных губерний России. Причем, у села (группы сел) были свои особенности свадебных песен. Немаловажную роль в свадебном обряде многих сел играли причеты невесты и ее матери, которые звучали в самые драматические моменты, в доме или на кладбище, если невеста была сиротой. В народе причеты называют по-разному – невеста «привывает», «обвывает подруг», «кричит», «голосит». Благодаря мастерству замечательной плачеи из Григорьевки Соль-Илецкого района – Войтиной Анастасии Дмитриевны мы имеем возможность услышать традиционный образец народной полифонии – плач невесты, накладывающийся на хоровую песню подруг. Особый колорит музыкальной ткани создают два «автономных» пласта, каждый со своей ритмикой и метрикой и ладовой организацией, отстоящие своими главными устоями на квинту друг от друга. Не менее впечатляют и сольные причеты в исполнении Бессоновой Анастасии Николаевны из Чернореченского (записи 1991 и 1996 годов), в практике которой не только разные «голоса» причетов, но и несколько структурно-ладовых типов, которые не встречаются более не в одном селе. Необыкновенно колоритны и красивы запевы, мелодии обрядовых свадебных, которые она запоминала с юных лет. Необычна структура песни «Уж вы сборы», в которой не совпадают стиховые и музыкальные грани.
В Григорьевке Соль-Илецкого района свадьбы играли, в основном, осенью. После запоя сразу собирались на вечерки у невесты (бывали у жениха). За день до свадьбы невесту водили в баню, жених тоже ходил в баню. На свадебной вечерке оставались только самые близкие подруги и жених.
В поезжане жених заранее приглашал друзей. Они с раннего утра катались по селу, заезжали к жениху, угощались и снова катались. В установлено время дружка ехал узнавать, готова ли невеста? Был обычай, подсовывать фальшивую невесту (старуху какую нарядят и выведут), но потом выводили настоящую. Перед отъездом жениха и невесту благословляют (каждого в своем доме) и сажают за стол. Когда свадебный поезд подъезжает к дому невесты, дружка «откупает» ворота. Первая часть свадебного застолья называется «сыр», потом «гарной». В спальню молодых провожал дружка, будили утром свашки, рубаху отдавали свекру. Утром все гости шли к невесте пить чай. Жених пил и бил стакан. На «гарном» тоже били посуду за молодых.
В Никольском Оренбургского района старшее поколение ещё сохранило в памяти редкие хороводные песни: в старину на Покров (престольный праздник) водили танок, в котором вставали рядами и медленно шли вдоль улицы, держась за платочки. У дворов останавливались и плясали под гармошку. Туда шли с песней «Вы леса», а обратно – «Ой, улица».
После праздника Покрова каждую неделю бывали базары. Молодёжь устраивала кулачки – дрались за девушек, обычно по ночам. Также устаивались посиделки (кильдим). На посиделках девушки вязали, танцевали под гармошку и балалайку. В качестве аккомпанемента к любым песням били ножом в заслонку.
В день свадьбы родители благословляли невесту иконой. После чего она сидела, накрытая белой шалью и плакала – «кричала».
После венца дружка ведет молодых в дом (держатся за платочек), сажает их за отдельный стол в чулане за печкой, а свашка их угощает. Вечером свашки провожают невесту в постель, снимают подвенечный наряд, расплетают косу и заплетают ее особым образом («завивают кукушку»).
В Городище Оренбургского района за несколько дней до свадьбы наряжают «репей» (репейный куст) и по деревне идут с песнями, обыгрывают. Что означало приближение свадьбы. Потом «репей» ставили перед невестой на стол утром в день венчания, пели «запосадные» песни, и особую – невесте-сироте.
Накануне свадьбы приезжает женихова родня – свашки берут узел (шторы, а жениху – посадную скатерть, венчальную рубашку, носки, перчатки, платочек), несут его к жениху, и там шторы развешивают. Утром в день свадьбы женихова родня (молодежь) и от невесты подруги приходят за постелью, с гармонистом. Постель выкупают и несут ее «трепать», припевают под гармонь и поют песни. При этом, занавес для постели молодых, подзорники кладут на плечо и так идут к жениху. Занесут постель, положат, а там уже у других в ворота « не полезло». Потом койку заправят и уходят невесту выкупать. Её наряжают, сажают за стол с хлебом-солью, а рядом садится сестра (продавать будет) и подруга, с другой стороны – крестная мать. Девки окружат стол и поют запосадные песни.
Жениха с невестой выводят из дому и ведут к венцу, по дороге их осыпают хмелем, а впереди веником разметают дорогу и поют «На дворе-то дождь».
От венца молодых встречали за воротами дома жениха, где уже стоял стол с хлебом-солью.
В с. Павловка Оренбургского района молодых от венца встречали в воротах дома родители жениха, благословляли, потом заводили в избу. За столом их венчали, обыгрывали родителей, дружку, сваху. Пели также, когда везли жениху от невесты венчальную рубашку, и когда ехали за постелью. Особую песню пели, когда молодая прощалась навсегда с родительским домом, кланяясь на четыре стороны. На второй день свадьбы был «гарной» стол, а на третий – «блинный» у тещи, с битьем посуды и разными «безобразиями» гостей. Здесь уже пели разные песни, в том числе плясовые и протяжные.
В Чернореченской, когда жених приезжает за невестой, поют величальные песни жениху, дружке, свахе. Обращаются к дружке: «Друженька, вам на потешки, а нам на орешки». Перед отъездом к венцу жениха с невестой во дворе водят с иконами вокруг повозки, на которой им предстоит ехать. Когда жених с невестой выходят во двор, подружки поют «дразнилки».
Например, «На дворе-то, не мороз ли», на тот же напев поют и величальные песни.
В с. Краснохолм Оренбургского района вечорки длились от двух до пяти недель до свадьбы. Собирались человек по 30, играли в игры, пели, вязали, вышивали, пряли.
Хозяйка натопит хату, все приготовит и уйдет. Девушки сидят, работают, а как заслышат, что идут парни с гармошкой, быстро все убирают, будто только их и ждут. За день до свадьбы девушки с сестрой невесты везли крокусовый веник, уряженный лентами (длиной 10-16 см). При этом пели «Молодку», «Серую утицу».
Их встречала свекровь, приглашала в дом и угощала ватрушками, сдобнушками, выпивкой. Девушки тайно брали угощение для невесты, чтобы она отведала свекровиной пищи. Веник вставляли в середину круглого хлеба (паляницы) и ставили на видное место. Прежде, чем сесть за стол у свекрови, девушки спрашивают: «А где же наш мальчик? Мальчика потеряли». Тетка жениха отвечает: «Вот я нашла жениха, вот ваш жених». В конце вечера тетка жениха дает девушкам мыло и платочек, «для того, чтобы девка была бела».
Когда свадебный поезд собирается ехать к венцу, выходит дружка, берет лошадь под узды и громко проговаривает: «Дружок, полдружки, невеста с женихом, садитесь по местам, как соколы по гнездам. Добры люди, расступись!» — звенят колокольчики и поезд трогается.
В песенных традициях достаточно ярко проявлены характерные региональные черты. Конечно же, песенное богатство Оренбургских казаков живет и сохраняется благодаря энтузиазму и бескорыстной любви к народной песне жителей сел, поселков и городов.
Фольклорный коллектив в Нижней Павловке, существующий с 1986 года, хорошо известен в Оренбургской области. На протяжении многих лет им руководила Полина Яковлевна Сарычева. Сейчас ее уже нет, о песенные традиции в селе поддерживаются. В репертуаре ансамбля объединились песни обоих сел. Например, «Поехал казак на чужбину» и «Сторона моя, сторонка»
Они поются в распеве Верхней Павловки, которая считается исконно казачьим концом.
Городнищенские песельницы рассказывали, как они перенимали песни от родителей и стариков, собиравшихся раньше на конце села. Свадебные песни живо напоминают о южнорусской традиции, но распевы их оригинальны, и отличаются особой «растяжностью», словообрывами, чрезвычайно медленным темпом исполнения.
Глава семьи Кутыревых их Григорьевки Соль-Илецкого района Иван Алексеевич хорошо знал и великолепно исполнял традиционный казачий репертуар, также виртуозно играл на гармошках разных видов, в том числе на саратовской, некогда очень распространенной в казачьей среде.
Сведения об особенностях ОНН:
Форма бытования: Первоначальная – аутентичная
Исключительность\Ценность: Песенные традиции Оренбургского казачества отражают значительный элемент традиционной народной культуры, и является достоянием мирового культурного наследия.
Принадлежность: Этнокультурная принадлежность: Русская
Ключевые слова: Казачья свадьба, причеты, протяжная песня, свадебная песня.
Техника исполнения ОНН:
Наименования: Исполнение свадебных песен
Краткое описание: Песенные традиционные песни казаков оренбургской области имеют свою специфику. «Песенное пространство» оренбургских казаков первоначально раскинулось в трех районах — Илекском, Соль-Илецком и Ташлинском. Традиционные песенные жанры оренбургского казачества разветвляются на два основных направления – протяжные и свадебные. Примечательно то, что к казачьему относятся не только военные, строевые, походные, исторические, протяжные, плясовые, но и даже некоторые свадебные, часть из них имеет характер строевой песни.
В некоторых селах сохранились немногочисленные календарные песни, по существу являющиеся лирическими приуроченными.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Средства выражения традиций: обрядовые действия, песни, тушение свадьбы и другие элементы свадьбы жителей области.
Формы фиксации: аудиозапись
Частота выражения ОНН:
Используется в обрядово-праздничной культуре: станичные праздники, гуляния, вечеринки в системе народно-православного календаря, молодежные гуляния; в системе ритуальной культуры: проводы в армию, свадьба, похороны.
Внесобытийно: исполнение песен («для себя»).
Способы передачи традиций:
Механизм естественного воспроизводства казачьих песен из поколения в поколение; организация коллектива казачьей песни при муниципальных учреждениях культурно-досугового типа; проведение фольклорных фестивалей, организация мастер-классов и практикумов на областном, межрайонных, районных уровнях.
Факторы, способствующие распространению ОНН:
Проведение районных и областных фольклорных фестивалей, участие в фестивале «Оренбург – форпост России»; работа досуговых объединений –при муниципальных учреждениях культурно-досугового типа; создание экспозиций, посвященных традиционной казачьей культуре в муниципальных учреждениях культуры: центрах традиционной народной культуры; клубах, домах культуры, муниципальных и народных музеях.
Сведения об обнаружении ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область
Место обнаружения: Сельские поселения Соль — Илецкого, Илекского районов
Дата обнаружения: 1964 – 2012 гг.
Российская Федерация. Оренбургская область. Оренбургский район – Городище, Павловка, Чернореченское. Соль-Илецкий район – с. Грачевка.
______________________________________________________________________________________________
[1] http://zema.su/blog/valerii-shambarov-chto-takoe-kazachya-pesnya
исп.
Белецкий В.Ю
Леонтьев А.Н