Региональный центр развития культуры Оренбургской области
Региональный центр развития культуры Оренбургской области
ГАУК "РЦРКОО"
 Для слабовидящих
  • Главная
  • О центре
    • Наши сотрудники
    • Наши услуги
    • Деятельность
    • CМИ О НАС
  • МЕДИА
    • Аудио
    • ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
    • ФОТОГАЛЕРЕЯ
  • Документы
    • В сфере культуры
    • Общие документы
    • Против коррупции
  • Народное творчество
    • «Мелодия степного края»
    • Электронный каталог
    • Народные коллективы
      • Фольклорный жанр
      • Театральный жанр
      • Инструментальный жанр
      • Хореографический жанр
    • Клубы ДПИ и ИЗО
    • В помощь
    • Положение
  • Органы культуры
  • Независимая оценка
    • Независимая оценка bus.gov.ru
  • Открытое пространство
  • Библиотека
  • Главная
  • О центре
    • Наши сотрудники
    • Наши услуги
    • Деятельность
    • CМИ О НАС
  • МЕДИА
    • Аудио
    • ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
    • ФОТОГАЛЕРЕЯ
  • Документы
    • В сфере культуры
    • Общие документы
    • Против коррупции
  • Народное творчество
    • «Мелодия степного края»
    • Электронный каталог
    • Народные коллективы
      • Фольклорный жанр
      • Театральный жанр
      • Инструментальный жанр
      • Хореографический жанр
    • Клубы ДПИ и ИЗО
    • В помощь
    • Положение
  • Органы культуры
  • Независимая оценка
    • Независимая оценка bus.gov.ru
  • Открытое пространство
  • Библиотека
  • Главная

25 апреля, 2023

«Забивание кола» как элемент свадебного обряда села Петрохерсонец Грачёвского района

«….Обряд забивания кола распространен на всей территории Кубани, но при этом становится очевидным и большое количество разногласий в описаниях обряда, имеющих несколько вариантов. В первую очередь они касаются места забивания кола. В станице Темижбекской утром третьего дня свадьбы рубили кур и готовили лапшу. «…К обеду они сварять, управятся, и тогда уже на лапшу. И тогда опять до вечера, а может и до ночи сидять…».

Ближе к вечеру в этот день «забивали кол». Его выстругивали мужчины и вбивали рядом с воротами.

В статье «Сва­дебные обряды и фольклор» С. А. Жигановой отмечено забивание кола на пороге дома.

В другом варианте кубанской свадьбы кол забивают рядом с печью, сам рассказчик, будучи ребенком, подливал воду в осно­вание кола на глиняный пол хаты.

Третий вариант предполагал забивание кола «в воротах/калитке», причем в символически значимой точке — в «глухом углу»….»[1].

Село Петрохерсонец  было основано  переселенцами из Херсонщины. Поэтому некоторые обряды,  зарожденные на Кубане, имели место и на территории прежнего проживания жителей  села Петрохерсонец и прочно вошли в сегодняшнюю их жизнь на территории Оренбургского края.

Наибольший интерес представляет обряд «Забивание кола» проводимый в последний день свадьбы.

Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая.

ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,

Номер: ORN352

Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.

Информация об ответственности относительно ОНН:

Лица, имеющие отношение к ОНН:

ФИО: Горяйнова Е.

Тип ответственности: Исследователь

Место работы/ Адрес:

Местонахождение: Российская Федерация, Оренбургская область, Грачёвский район, село Петрохерсонец.

Место бытования:  Российская Федерация, Оренбургская область, Грачёвский район, село Петрохерсонец.

Сведения об объекте (полное описание):

Обряд «Забивание кола» проводился в последний день свадьбы,  когда в семье женили последнего ребенка и на третий день свадьбы отец забивал перед воротами или порогом  кол. Это означало конец свадьбы, и говорило о том что, в этом дворе женить (выдавать замуж) некого.

Отец семейства выкапывал у ворот  в меру глубокую яму, жених и невеста наполняли  яму водой, а посредине в яме теща и свекровь забивали  кол, что символизировало  укрепление семейной жизни молодых. Во все стороны летела грязная вода, символизируя оберег молодоженов от приближения недоброжелателей, т.е.  подойдешь с недобрыми намерениями — будешь в грязи.

Из рассказа старожил нашего села известно, что некоторые нюансы этого обряда не прижились в наше время. Например: иногда традиция эта включала купание тещи в грязной воде, а забивание кола приходилось выполнять гостям, под песни, пляски и громкий смех.

Исключительность/ценность:

В старину у жителей Херсонщины и казаков Кубани был свадебный обычай – забивание чопа (кола). Когда в семье женили последнего ребенка, на третий день свадьбы отец забивал перед воротами кол. Это означало конец свадьбы, и говорило о том что, в этом дворе женить (выдавать замуж) некого. Время неумолимо и этот обряд сохранился только в небольших городах, поселках, станицах и деревнях, в том числе и в селе Петрохерсонец Грачёвского района Оренбургской области.

Тип действия: Исследование.

Принадлежность:

Этнокультурная принадлежность: казацкая кубанская.

Ключевые слова:

Ключевые слова (осн.): Забивание кола, свадьба, Оренбургская область.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:

Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.

Сведения о объекте:

Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Один день

Скачать

_________________________________________________________________________________________________________________________

[1] Д.Ю.Куц. «Забивание кола» как запрет и граница в кубанском свадебном фольклоре.

Праздник Наурыз у казахов Илекского района
Кубыз

© 2017 - 2023 ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Телефон: +7 (3532) 77-07-55

Email: onmc_cul@mail.ru

Яндекс.Метрика