22 апреля, 2021
Мордовский свадебный сундук ПАРЬ
Первые мордовские поселенцы из Пензенской, Тамбовской, Воронежской губерний на территории Оренбургского края появились в середине XVIII века и стали активно расселяться и обживаться на новых местах. Они привезли с собой свою культуру, бережно хранили и развивали традиции, обычаи и быт.
Обязательным предметом утвари мордвы были свадебные долбленые сундуки — парь, парьня, шувамня (м.); парь, авань парь, эрямо парь, мирде-нень лисема парь (э.); парга, парго (м., э.). Делали их из липы с хорошо подогнанным днищем и пло-тной крышкой. Пари были различных размеров, средняя их высота достигала 80-90 см, к ним навешивали массивные чугунные скобы для замков. В этих сундуках хранили холст, полотенца, самую ценную одежду и украшения. Парь готовил свекор в подарок невестке. Обычно его заказывали мастерам. Заказчик рассчитывался зерном или работал в хозяйстве мастера столько дней, сколько тот делал парь. Они покрывались богатой резьбой на тему семейной жизни или каких-то трудовых процессов, иногда на нем изображались женские украшения. Эти рисунки несли определенный сакральный смысл и должны были способствовать счастью, благосостоянию и многочадия молодой семьи[1].
На пари при изготовлении наносились геометрические знаки, ряд за рядом, в верхней части параллельно друг другу и так несколько полос. Характерные для всех парей мотивы зигзаг(ломаная змейка), елочка (касмо), квадраты с диогональными делениями, внутри или штрихи или угольники, простейшие линии, ромбы, треугольники, антропоморфные изображения духов покровителей, космических стихий. При первом взгляде на небогатый набор геометрических знаков при их множественного повтора по кругу борта пари ощущается красота орнамента. Но это пожелание, молитва, магия красоты.
К примеру, долбленные также из липы кадки, кадушки, большие мерники для муки и зерна, что предназначается для хозяйственного обихода, не украшалось- кроме нанесения семейным или родового знаком. Это говорит об особенности и ценности пари. Что резьба на ней, не иначе как магия, оберег на счастливую и богатую жизнь хозяйки пари. Достаточно одного взгляда чтобы считать информацию. Как правило, первая полоса с верху – это зигзаг, пожелание или просьба долгой жизни. Так- как, жизнь – это постоянные контрасты: день-ночь, радость-грусть, расставания- встречи и т.д., символизирует слом линии. Один сегмент- кемь, кемиксты, кемень т.е.10 циклов жизни. Следующий ряд как правило – это ёлочка, по — другому касома-рост. Это благополучие семьи, рост детьми, животными, хлебом, богатством. Следующий ряд может излом больших треугольников заполненных мелкими треугольниками. Считывается как наполнение семенами жизни. Может быть большими квадратами -восьмилучивой розетки, между которыми , треугольнки -семена жизни. Это посев жизни на квадрат земли (мастор). На наиболее старых парях встречаются антропоморфные изображения духов-стихий покровителей человека в наборе стихией солнца, солярных знаков, набором орудий труда[2].
Формы жанровых направлений ОНН:
Техники и технологии, связанные с традиционной хозяйственной и бытовой культурой.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN304
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Жарикова Надежда Николаевна, 1960 г.р.
Тип ответственности: Исследователь.
Место бытования:
Российская Федерация, Оренбургская область, г. Оренбург, Культурный комплекс «Национальная деревня», Мордовское подворье.
Объект обнаружен: Российская Федерация, Оренбургская область, Северный район, с. Трифоновка — владелец неизвестен. В настоящее время «Эрямо парь» XIX века находится в музее быта и этнографии мордовского народа в КК «Национальная деревня».
Сведения об объекте (полное описание):
Парь изготавливался из единого ствола липы. Эрзяне это дерево считали чистым. По высоте они были до 1 метра, а ниже 80 см называли парькой. По диаметру встречаются до 80 см при толщине стенок 1,5 — 2,5 см. Сундук-кадка была выдолблена из части цельного ствола липы и имела форму цилиндра. В средней части тулова кадки было прикреплено кованое кольцо из железа, с другой стороны — железная накладка, которые служили для закрепления крышки.
Пари были разных размеров. Обычно их заказывали мастерам. Заказчик рассчитывался зерном или работал в хозяйстве мастера столько дней, сколько тот делал парь. Парь покрывали богатой резьбой на тему семейной жизни или каких-то трудовых процессов, иногда на нем изображались женские украшения. Эти рисунки несли сакральный смысл и должны были способствовать счастью и благосостоянию молодой семьи. Когда парь приносили домой, то очищали от «нечистой силы» (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на его дно клали деньги, хлеб, лепешки, посуду, чтобы молодые жили богато. В паре хранили самое ценное и передавалось от матери к дочери.
Обряд укладки сундука (парьнянь вачкама (м.), парень вачкамо (э.) являлся важным моментом мордовской свадьбы. Он был не только знакомством с материальным благосостоянием невесты, но и должен был «обеспечить» ей счастливую семейную жизнь. Поэтому вначале парь очищали от «нечистой силы» (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на его дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато». В некоторых местах да невесты клали чашку и ложку для еды, затем начинали укладывать рубашки, при этом перечисляли назначение каждой рубашки: «на жнитво», «на праздник», «коноплю дергать» и т.п. В конце обряда невеста раздавала подарки тем родственницам, которые принесли ей лепешки. А для усопших родичей она вешала на икону, которой ее благословляли родители перед венцом, полотенце.
После укладывания вещей невеста прощалась с улицей. К ее дому собирались парни и девушки со всего села. Всех парней невеста угощала вином, а девушкам дарила кольца. Это было ее прощание со своими сверстниками, с той молодежной группой, с которой она веселилась, участвовала в общинных обрядах и праздниках. Вечером мать невесты угощала ее подруг, которые помогали в подготовке свадебных даров, а сама просватанная девушка дарила каждой из них алую ленту.
Эрзянская девушка, выходя замуж, должна была принести в этом сундуке всю одежду, которую будет носить до конца жизни: в доме мужа она носила в основном только то, что сшила до замужества. Поэтому парь не случайно делали из липы: это дерево не грызут мыши, оно не трескается. И значит, главное достояние невесты — её костюмы — сохранится долгие годы[3].
Когда выдолбленные сундуки стали заменяться дощатыми, этот обряд продолжал сохраняться. Сундуки также заказывали мастеру, который часть заработанных денег клал внутрь него, «чтобы жизнь не была пустой». У многих пожилых женщин и сейчас продолжают сохраняться пари и сундуки, в которых они держат одежду[4].
Исключительность/ценность:
Эрзянский свадебный обряд длился до нескольких недель, и роль липовой долблёнки в ней имеет первостепенное место. Народную традицию изготовления ритуальных парей несло в прошлом только население эрзянского Поволжья, и даже в годы переселений многие крестьяне уезжали за тысячи километров в поисках плодородных земель, парь собирался в первую очередь.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Мордовская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): Кадка для жизни, эрямо парь, мордва, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.
Скачать
_____________________________________________________________________________
[1] https://studwood.ru/792912/kulturologiya/par_erzyanskiy
[2] http://uralistica.com/profiles/blogs/2161342:BlogPost:226337
[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/парь
[4] https://studwood.ru/792912/kulturologiya/par_erzyanskiy