29 сентября, 2018
Древо жизни.Театрализованная хроника возникновения села Курманай
В наши дни самобытные традиции приобретают особую художественную значимость.
Народный театр «Поиск» восстановил хронику возникновения села Курманай от начала XVIII века до сегодняшних дней, посредством изучения этнографических материалов из уст старожила Н. Нефедьева, так и на основе исторических справок, архива и книги Н. Тимофеева «Хранят здесь тайны степи золотые».
Краснояровский народный театр неоднократно участвовал в юбилейных мероприятиях района и каждое театральное представление «Поиска» не только было разработано на местном этнографическом материале, но и с привлечением материалов из сел: Ефимовка, Курманаевка, Михайловка, Шулаевка, собранных в течении нескольких лет.
Трансмиссия фольклорной культуры в современной социо-культурной ситуации требует применения все новых форм, поэтому процессы преемственности театрального исполнительства весьма длительны. В данном случае — предполагается качественное усвоение возможностей импровизации и диалога в общении со зрителем.
Проведённая коллективом «Поиск» длительная и кропотливая работа представляет безусловную ценность для сохранения культурного наследия.
Место бытования ОНН:
- Российская Федерация, Оренбургская область, Курманаевский район с. Краснояровка.
Формы жанровых направлений ОНН:
- Празднично-обрядовая культура — Обряды
Полное наименование: Районный методический центр
Адрес: 461080 Оренбургская область, Курманаевский район,
село Краснояровка, ул. Набережная дом 20.
ОНН зарегистрирован:
ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN241
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Название учреждения (организации): Краснояровский ДД, при МБУК «КурманаевскаяЦКС».
461080 Оренбургская область, Курманаевский район, село Краснояровка, ул. Набережная дом 20.
Директор: Синякова Римма Александровна.
Описание:
Сценарий юбилея 235-летия села Курманаевка.
«Древо жизни села»
Действующие лица:
Курманай
Курманаеха
Соседки
Внучка
Автор сценария и режиссер Синякова Р.А.
(Звучит песня «Выйду на улицу», появляются соседки, танцевальная проходка)
С1.: — Добрый день Курманаевцы!
С2.: -Здравствуйте люди добрые!
Внучка: — Рады встречи с вами!
Кур-иха: С юбилеем Вас! Кстати, подружки-хохотушки, соседушки мои, а вы моего деда Курманая не видели? Он у меня ох, как праздники любит! Медовуху даже от него припрятывать приходится. Последнюю бутыль в сундуке спрятала. Боюсь, как бы не нашел.
С1.: -С утра на завалинке сидел!
С2.: — А потом плетень чинил.
Внучка: — А вот и он собственной персоной.
(Дед тащит сундук, соседки бегут ему помогать)
Кур-еха (возмущенно) – И чего опять удумал?! Оттащи на место!
Курманай: — Ты, Курманаеха не ворчи! Бумажку на заборе прочитал – праздник нонче – 235 лет Курманаевке – о! Ты – Курманаеха, я – Курманай! Без нас ни как нельзя праздновать! А тута (стучит по сундуку). Все самое заветное!
(пытается открыть сундук, Курманаеха юбкой прикрывает сундук, не дает)
Курманай: — Не мешай (достает бутыль)
Кур-ха: — Положь на место! К вечеру припасена на случай праздника, поужинаем и с соседками по чарочке выпьем.
Курманай: — Вооо!!! А то – святая вода, святая вода! (целует бутыль, кладет наместо в сундук, достает амбарную книгу завернутую в полотенце, бережно разворачивает, протирает рукавом, садится на сундук, раскрывает книгу, выдувает из неё пыль)
Внучка: — Дед, а дед, что это такое?
Курманай: — В этой книге вся жизнь в Курманаевке описана! О!
Внучка: — Ой как интересно! Дед Курманай расскажи.
С1.: — Первоначально село называлось Курманай, в 1958 году было в нем 4 края – Русский конец, Чуваши, Мордва, Курмыш.
В селе имелись: земская школа, земская станция, волостное правление, общественная водяная мельница, хлебозапастный магазин, одна мануфактурная лавка, одна винная, две бакалейные и арестантская пересыльная тюрьма.
С2.: — А знаете ли вы, что на территории нынешней гостиницы был колхозный двор.
Кур-ха: — А на территории нынешней почты находилась пожарная каланча.
С2.: — А знаете ли вы, что на территории бывшей бани, что возле речки, располагался комбинат – где изготавливали скобяные, шорные и гончарные изделия.
С1.: — А на Курмыше (Степана Разина), где находилась на излучине реки плотина стояла водяная мельница с одноцилиндровым двигателем.
Курманаеха: — А знаете ли вы, что на улице Орской была загот. контора, где готовили и хранили запасы на зиму — капуста, соленья, грибочки.
С2.: А на углу улицы Крестьянской и Фомина, где сейчас стоит торговый вагончик была сначала чайная, затем сельпо.
С1.: — А котлован, что на улице Фомина рядом с аптекой – это место, где делали кирпичи, для Храма Дмитрия Солунского.
Курманаеха: — В селе и сейчас растут вековые деревья, посаженные в начале прошлого века: Ива около больницы и тополь около администрации (дед достает из сундука компас)
Внучка: — А компас то тебе зачем, дед?
Курманай: — Это мне в музее подарили. Курманаевка находится – 52 градуса северной шыроты и 52 градуса восточный долготы. А от экватора мы на расстоянии – 5832 км, и около 4150 км от Северного полюса. ОООО!!!!!
С1.: — Фамилии жителей Курманаевки возникали от ремесел. После работы в поле возвращались мужички домой, постукивали, мастерили, телеги, колеса, мололи муку, выделывали кожи, и появлялись: Мельниковы, Кожевниковы, Колесниковы и др. «Кто что знал – тем и хлеб добывал». В Курманаевке насчитывается сегодня 29 улиц.
Курманай: — (постукивает по книге) У меня каждая улочка на учете. Все здесь записано. Это внучка называется – Древо Жизни! О!
(Перед сценой выкатывают импровизированное дерево – яблоня, символ Курманаевки, но уже украшенное свежими яблоками, затем по сценарию на неё навешивают бутафорские яблоки с названиями всех улиц)
С1.: — Курманаевка наша как яблонька, а улочки её словно яблочки наливные.
Курманаеха: — Как яблоня плодовита своими плодами, так и земля Курманаевская славится своими жителями да улицами.
С2.: — Украсим мы древо жизни Курманаевки золотыми яблочками, а каждое яблоко – отдельная улица с фамилиями коренных жителей.
(Звучит веселая музыка, дед Курманай достает из своего сундука импровизированные яблоки и передает их внучке и соседкам, которые украшают плодами яблоню.)
Кур-ха.: — Дед Курманай, доставай из сундука заветную бутыль с медовухой, угощать всех гостей праздника будем, по случаю юбилея.
(появляются соседки с лотками на которых угощение и разносят по рядам)
Кур-ха: — А теперь представителей улиц и всех желающих приглашаем на праздничный хоровод.
(Курманаеха выносит импровизированную карусель с разноцветными атласными лентами, звучит веселая музыка, все водят хоровод.)
С1.: — А теперь всех участников хоровода, приглашаем подойти к яблоне, и получить угощение – наливные плоды с нашего Древа Жизни. А дед Курманай и Курманаеха разнесут всем гостям яблочки из большой корзины. И Праздник продолжается!
Сведения об особенностях ОНН:
Исключительность/Ценность: Обряд села Краснояровка представляет особую ценность в силу того, что элементы традиционного обряда сохранялись здесь вплоть до наших дней.
Форма бытования: .
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Русская народная
Ключевые слова:
Ключевые слова: Курманай, юбилей, праздник.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Средства выражения традиций:
Обрядовые действия, слова, жителей села Краснояровка.
Формы фиксации ОНН:
Сведения о бытовании ОНН:
Российская Федерация-> Оренбургская область-> Курманаевский район
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Длительность продолжения обряда — Количество,объем: 1-2 дня