27 июня, 2018
Обряд завивания березки в селе Колпакское часть 1
Седьмая неделя после Пасхи носит название СЕМИКОВОЙ, или еще «русальной», «зеленой»,«гряной». Особенно отмечены три дня: СЕМИК, приходящийся на четверг, родительская суббота и троица, или Пятидесятница, 50 – й день после Пасхи.
СЕМИК, седьмой четверг после Пасхи, считался очень большим праздником. Он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем – березкой. Вся природа в это время в силу входит, все зеленеет, цветет. Поэтому дома убирают травою, цветами. Природа, земля всегда несет в себе женское начало, весна – символ юности. От того этот праздник , все его песни и обряды – девичьи, а символ – березка.
Празднование Троицы (старое, доцерковное название – Семик) у нас в народе называли «Зелеными Святками», «Зеленой неделей», «Цветочной Пасхой». Повсюду: на улицах, усадьбах и домах ставили березки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках, лавках и полках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освященные цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту.
Особым почетом окружали в день Троицы березку. Это самое светлое и самое любимое дерево русских лесов, как гласит старинная легенда, росла береза когда – то в саду богини Берегини – хранительницы дома и семьи. У деревьев были волшебные, непогибающие корни: если засыхало одно, то на его месте поднимались два. Так в легенде высказывалась мечта людей о вечной, неумирающей природе. Березка красива, да к тому же полезна. Весной поила она людей сладким соком, зимой обогревала жаром лучших дров, и лечила, и на разные поделки шла. С благодарностью чествовали березу россияне, когда надевала она свой зеленый наряд.
Наименование: Зеленые Святки. Обряд «Завивание березки».
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Гайский городской округ, с. Колпакское
Формы жанровых направлений ОНН:
Празднично-обрядовая культура – Обряды
ОНН зарегистрирован: Номер: ORN235
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Захарова Анастасия Еремеевна (1913 – 2000) г.
Тип ответственности: Носитель
ФИО: Захарова Ольга Александровна 1967 г.р. (внучка Захаровой А.Е.)
Тип ответственности: Исследователь
Место работы: МБУК «ЦКС» г. Гая, Колпакский ЦД, директор
ФИО: Жаксинова (Захарова) Татьяна Александровна 1977 г.р. (внучка Захаровой А.Е.)
Тип ответственности: Хранитель
Место работы: МБУК «ЦКС» г. Гая, Колпакский ЦД, художественный руководитель, руководитель ТМФ «Радуга».
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: МБУК «ЦКС» Гайского городского округа. Колпакский ЦД
Местонахождение: Гайский городской округ, с. Колпакское, ул . Школьная д . 15
Сведения об особенностях ОНН:
Форма бытования: Аутентичная
Исключительность/Ценность: Обряд несет в себе значительный элемент традиционной народной культуры.
Тип действия: Сохранение.
Наименование действия: Организация и проведение праздника и обряда. Обряд «Завивание березки»
Проводится: В канун праздника Троица, ежегодно.
Исполнители: Жители села Колпакское Гайского городского округа, участники театрального коллектива «Радуга» Колпакского ЦД.
Национальная принадлежность: русская
Описание:
«Завивание березок» в разных вариантах и сходные обряды на «Русалью неделю», «Семик» бытовали почти у всех славян. Корни празднеств уходят в дохристианскую эпоху – считается, что таким образом предки задобряли духов воды и дождя, «отводя» от окрестностей своего села засуху и «приглашая» благодатный дождь. Не были исключением и наши земли.
Однако время идет и традиции умирают.Сел и деревень, где проводятся «живые» обряды и игрища, в настоящее время оставалось немного. И немудрено – со времен Крещения Руси церковь боролась с языческими верованиями, стремясь переосмыслить древний праздник Березок и Русалок на христианский лад, «переименовав» его в Троицу.
Анастасия Еремеевна Захарова, была «травницей». До глубокой старости ходила в рощу за разными травками, сушила их, «пользовала» своих подруг и немного рассказывала об обрядах нашего села
Анастасия Еремеевна Захарова:
— Сейчас-то редко кто ходят! А мы и в этом году ходили. Как же без этого? Конечно, не так как раньше – старухи поумирали, а молодежь не умеет, как следует все организовать – но ходим. Так у нас испокон веков принято. На Духов день завивают березки, а через неделю развивают, венки делают и в воду бросают. Если чей венок потонет – значит, та девка умрет. В этом году, ни у кого не потонул – значит, хороший год будет. (Надо признать, что «девкам» было далеко за…, но они и,правда, были одинокими — у кого муж на войне погиб, у кого недолго пожил…)
…Это еще от стариков у нас обычай – березки завивать. В Духов день собираются в деревне, ходят, хороводы водят, песни поют. Старухи всем заправляли, а вообще женщины завиванием руководят. Так принято было. Хотя и мужчины в лес ходят. Попоют в деревне, потом идут в лес. Выбирают место, где рядом ржаное поле. Там тоже попоют, потом находят две небольшие березки, их вершины наклоняют навстречу друг другу и их скручивают ветками. В вершинки заплетают ветки, цветы «сажают» в них, лентами украшают. Ну и ходят вокруг этого венка, поют: «завивайся венок, завивайся зеленой, окружись, ощутись, это богу венок, это богу зеленой». Ну и все – потом уходят. И так березки дугой неделю стоят.
А в воскресенье с обеда, снова за деревней у моста собираются и пойдут с песнями. Людей много было… Собирались опять же пожилые женщины, становятся в круг, хоровод водят, поют… Потом идут к этому венку. С песнями, и там тоже поют: «развивайся венок, развивайся зеленой».Разовьют, сделают из этих березок два венка – их так называли, но по виду, как бы веники или букеты. Березки сломают и сделают эти венки. Цветов тоже в них понасажают, красные платки на них повяжут и идут с этими кустами в деревню, к Уралу. Гармошка обязательно, песни, частушки. Какие помоложе – тоже со своими венками идут. Получалось, два главных венка, и другие. Вот эти два больших венка впереди несли. На реке ужас, сколько народу было – и танцы и пляски. И старинные песни, и новые. Долго веселятся – пока коров уже не придет время загонять.
И тогда говорят пожилые женщины: «ну, пойдемте заливать» Выходят на мост, на край и поют: «заливайся венок, заливайся зеленой». И кидают их. Платки снимают, а венки кидают и смотрят, как они плывут. Бывало, говорят: «не, не залился, ни один не залился». Мол, если зальется, потонет – в этом году человек помрет, какой кидает. И сами от себя люди кидают – наломают веток с берез, сделают, как веник, и кидают. Вот и все – на этом и кончалось».
В Центре Досуга, стали понемногу записывали такие рассказы. Кое-что сохранилось в тетрадях, что-то в памяти.
Конечно,те обряды, что проводятся сейчас – не совсем те, что были раньше, разве слова песен, да некоторые действия. И «роща,» в которую ходили бабушки, заросла другими деревьями, но хочется, чтоб и современные дети помнили о старине и хоть что-то знали о ней…
А уж украшают входы в палисадники березками в Колпаке до сих пор – у каждого второго двора в праздник «Троицы» своеобразные порталы из воткнутых в землю по обе стороны от калитки веток и ярко-зеленой молодой травы.