29 марта, 2017
Национальные костюмы населения Оренбургской области (Нагайбаки)
Почти до середины XIX века юг сегодняшней Челябинской области, в том числе Нагайбакский район (в углу рек Уй и Урал), входили в состав Младшего киргиз-кайсацкого (казахского) жуза. Историки отмечают, что эти территории постоянно подвергались разорительным набегам. Башкиры нападали на киргиз–кайсаков, киргиз–кайсаки – на башкир, калмыки – на тех и других.
В 1835–1837 годах от Троицка до Орска примерно по прямой была проложена новая линия крепостей и сторожевых поселков, протяженностью более 400 верст. С её строительством в Оренбургский край вошел огромный треугольник земли с вершиной в Верхнеуральске. Новолинейный район 12 декабря 1840 года влился с состав Оренбургского казачьего войска. На эту территорию и решили переселить казаков–нагайбаков, живших в станицах Бакалинской и Нагайбакской Белебеевского уезда Уфимской губернии. Их было около 1250 человек.
В 1842 году на землю нынешнего Нагайбакского района были перемещены нагайбаки и калмыки, а также русские казаки и солдаты. На территории района были заложены станицы № 1, 2, 3, 4,8, 24 и 31, входившие а состав Пятого и Шестого полковых округов Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. В 1843 году по предложению Оренбургского генерал–губернатора Павла Сухтелена они получили названия по местам победных сражений российской армии, в котором участвовали оренбургские казаки, в том числе нагайбаки: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Требия, Арси. Не все знают, что, помимо европейских названий, эти станицы неофициально имеют и вторые, сугубо нагайбакские имена: Килей (Кассель), Сарашлы (Остроленка), Балыклы (Париж).
По переписи населения 2002 года, на Южном Урале 9087 нагайбаков (0,3 процента от общего количества жителей). В 1989-м был 8191 человек.
Национальный костюм
О традиционной одежде мужчин сохранились скудные сведения, поскольку она издавна представляла собой обычную казачью форму. Нижняя одежда – домотканая рубаха-косоворотка и домотканые штаны «с широким шагом». Зимой носили тулупы (тун), обязательно подпоясывались кушаком (бильбау), достаточно широкий – в 5-7см, обувь различная по сезону: зимой одевают пимы, летом сапоги, в рабочее время лапти. Летом богатые одевались в военное казачье пальто из сукна, на голову одевают фуражку с кокардой. Для нагайбаков весьма характерно было украшение для одежды браными (выборными) узорами. Они употреблялись для женских рубах и фартуков «алчупрэк» Особенностью выбора являлось то, что эта техника давала возможность получать разные цветовые оттенки нитей для выполнения отдельных орнаментальных форм. Фоном узора служила пестрядь. Узор мог быть мелким, средним. При тканье основа была полотняной, рисунок же исполнялся шерстью или бумажной нитью. Цветовая палитра была самая разнообразная: красная, синяя, зеленая, желтая. Несмотря на яркость употребляемых красок и пестроту рисунка, они уравновешивались фоном и подбирались в тон. Своеобразие ткачества нагайбаков заключается в том, что у женских рубах Троицкого уезда Оренбургской губернии на подоле после оборок вышивалась полоска узорного тканья с яркими узорами в виде розеток из шерстяных и хлопчатобумажных нитей. Такие рубахи называли “чуптарля итэкле кульмэк”
«Одежда женщин представляет некоторые особенности. Рубашки носят татарского покроя из красного или синего холста собственного изделия. К подолу пришиваются две цветные оборки. Поверх рубашки одевается «жилан», шёлковый или шерстяной, это род камзола с рукавами или без рукавов. Передник служит дополнением всего туалета. Праздничные рубашки шьют из ситца. Девушки на голове носят белый колпак с серебряной бахромой, ниспадающей до самых бровей; впрочем, он уже выходит из употребления и заменяется обыкновенным платком. Вообще одежда нагайбачек утрачивает постепенно свою самобытность, по той причине, что нагайбаки смешаны с русскими; там же, гдеони живут особняком, одежда сохранилась прежняя.
По выходу замуж, женщина одевает «сурака», это нечто в роде русского кокошника, сплошь вышитый золотом; поверх сурака одевается круглый вышитый платок с бахрамой. Одно время местное начальство запрещало носить этот головной убор, находя его почему-то безобразным, но со стороны нагайбачек последовал резонный протест; более упорные старушки носят «сурака» и до сего времени. Остальная верхняя одежда нагайбацких женщин та же, что и у русских. Из украшений, кроме колец, cepeг и браслетов, они носят ожерелья и нагрудники, сплошь унизанные крупными серебряными монетами старого чекана, а девушки одевают ещё «чашь-кабы» — это длинная лента, шириною в два вершка, унизанная, как и нагрудник, монетами; она покрывает всю косу. В общем наряд этот довольно красив и оригинален»[1].
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область.
Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии
ОНН ЗАРЕГИСТРИРОВАН: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN104
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН: Отдел народного творчества ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
Внешним, отличительным признаком любого народа является его национальный костюм, пережив в течение веков определенные трансформации, до сегодняшнего времени сохраняет свою значимость, как один из показателей этничности.
Его роль и место, как в национальной культуре края, так и за ее пределами значительны и многоплановы. Национальный костюм отражает душу народа, его пристрастия и привычки, эстетические и культурные ценности.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальный костюм является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Форма бытования: Аутентичная
Исключительность/Ценность:
Внешним, отличительным признаком любого народа является его национальный костюм, поэтому данное методическое пособие начинается именно с этой темы. Национальный костюм пережив в течение веков определенные трансформации, до сегодняшнего времени сохраняет свою значимость, как один из показателей этничности.
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ», Место действия: Оренбургская область, Метод действия: Метод полевых исследований
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Нагайбаки
Ключевые слова(осн.): Национальный, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок- Количество,объем: Более 5
______________________________________________________________________________________________
[1] Биктеева Е.А. «Нагайбаки» из книги»Живая старина»,1882г.
исп.
Белецкий В.Ю
Леонтьев А.Н