Описание:

По данным переписи населения 2010 года в Оренбургский области насчитывается  1 793 представителя цыганского народа, по другим оценкам, их более пяти тысяч.

Сэрвы, люли, кэлдерары, пращуны, ловари… А ещё русские, польские, сибирские – это всё цыгане. Впервые они появились в Оренбургском крае в 1767 году. Потому по праву являются одной из старейших национальных групп региона. Однако у них до сих пор нет своей национально-культурной организации.

 

8 апреля 2013 года на круглом столе «Цыгане в оренбургском социуме» вопрос о её основании поднимался. К сожалению, ничего, кроме этого заявления, на сегодня предпринято не было, – отметил консультант Управления внутренней политики Оренбургской области Константин Моргунов. – Но по итогам круглого стола уже подготовлена книга. На её презентацию, намеченную на январь, мы обязательно пригласим цыган. Есть надежда, что всё-таки они сделают то, что сами и предлагают. Мы в любой момент готовы оказать консультативную помощь, представить необходимые формы документов, стоит только обратиться.

К слову, требуется от цыган совсем немного.

– Цыгане очень разобщённый народ, – констатировал Моргунов.

В этом, наверное, заключена главная проблема. Разные, непохожие друг на друга, они словно всё ещё ищут себя в этом мире[1].

Национальный костюм

Есть несколько цыганских национальных костюмов. Их общая особенность — непременно закрытая область бёдер и колен.

История цыганского костюма

Весьма распространённой является точка зрения, что цыганский народный костюм у женщин всегда были ярким и дополнялся монистами.

Ряд авторов признаёт, что покрой одежды испытал влияние разных культур, но в целом, по их утверждению, элементы древнего индийского фасона сохранились до наших дней. В этот комплекс костюма, будто бы, входили широкая пёстрая юбка у женщин и жилетка у мужчин.

Этот взгляд по всем позициям является неверным. Этнографы уже доказали, что старинная цыганская одежда не имела ничего общего с той, которая существует сейчас.

Для изучения цыганского костюма есть два пути: анализ литературных данных и анализ изобразительного материала.

I. «Византийский» цыганский костюм. Перед появлением в Западной Европе, цыгане двести лет прожили в Византии. Именно там кочевники переняли существовавшую с V века одежду: нижнюю рубаху с длинными рукавами и плащ из тяжёлой ткани. Как известно, данный фасон был развитием античной тоги.

В романский период влияние этой моды испытала вся Европа. Судя по изобразительному материалу, плащ и рубаха были широко распространены во всех странах Запада. Тем не менее, в готическую эпоху появились облегающие фасоны, и «византийская» мода осталась в прошлом. Таким образом, относительно единый восточно-византийский наряд распался на десятки направлений, в которых, в зависимости от страны проживания, проявлялись славянские, французские или испанские черты[2].

Адаптированный костюм.

Наиболее показательным выглядит наряд русских цыганок, зафиксированный на зарисовке английского путешественника Аткинсона. Этот художник издал в 1803 году альбом о быте и костюмах России. Цыганки на его зарисовке с натуры предстают в кокошниках, душегреях и шалях. Волосы их, как и у русских женщин заплетены сзади в косу и завязаны лентой. Только ребёнок за спиной придаёт рисунку «цыганский» оттенок. Естественно, сарафаны и кокошники недолго оставались приметами русских цыганок. Уже в середине XIX века кокошник стал анахронизмом даже в крестьянской среде, и общие изменения, которые шли в костюме русского простонародья тут же оказали влияние на цыган. Этническая группа русска рома стала носить более современную деревенскую одежду. Заимствования шли по всем направлениям. В быт проникали зеркала, самовар, православные иконы, образующие в шатре «красный угол».

Мониста являлись частью наряда замужней женщины. Девушка могла носить на шее только одну монетку в знак того, что она просватана. Точно так же, косынка, закрученная по бокам и завязанная сзади, отражала семейный статус. Цыганка повязывала голову платком и надевала фартук после свадьбы. Фартук служил прежде всего для того, чтобы защитить домашнюю утварь от опоганивания юбкой. По всей видимости такая причёска, когда косицы или пряди свисали у женщин с висков, существовала много столетий подряд. Возможно, это даже часть индийского субстрата.

Юбка относится к несшитым формам поясной одежды. Впереди юбка разрезана, то есть это кусок присборенной ткани с оборкой внизу. В восьмидесятых годах XIX века появилась классическая женская кофта двух разновидностей: с рукавом до запястья или более коротким — до локтя. Шили эту кофту из тканей ярких цветов, зачастую брали не гладкую, а покрытую узорами материю.

Дополнением к женскому наряду была шаль. С одной стороны, это было отражением общей для всей Европы и России женской моды XIX столетия. С другой стороны, причины увлечения этой деталью одежды были у цыганок глубже. На протяжение всей истории в таборах была очень сильна традиция носить накидки, покрывала. Ими защищались от дождя, в них заворачивали детей, их растягивали над головой на ветках во время стоянок. Отсюда огромное разнообразие способов носить шаль, недоступное прочим европейским женщинам. Румынки, русские, француженки накидывали платок на голову, или на плечи. Цыганки вдобавок к этому обматывали шаль вокруг тела, завязывали через плечо, повязывали на бёдра, и так далее.

Мужской костюм был не менее выразительным, чем женский. Он был очень красив и пронизан чувством меры. Основное влияние на него оказал венгерский национальный костюм. Украшеные вышивками-аппликациями куртки, жилетки, штаны, высокие сапоги из кожи с узорчатой выделкой. Явно восточноевропейского образца также широкие кожаные пояса и головные уборы. Тем не менее, всё это в комплексе было уже именно цыганским, благодаря продуманной соразмерности деталей. Дополнительными аксессуарами мужского костюма были платок, посох и трубка. Платок крепился к пиджаку, образуя спереди дугу и свисая складками с бедра. Никакой функциональной нагрузки он не нёс, и был нужен только для красоты. Высокий посох с серебряным набалдашником и трубка подчёркивали мужскую основательность, неторопливость цыгана. Впрочем, курили и женщины. Трубки были богато украшены полированным деревом, костью и металлом[3].

Место бытования ОНН:

  Российская Федерация, Оренбургская область.

Формы жанровых направлений ОНН:

  Техники и технологии

ОНН зарегистрирован:

ОНН ЗАРЕГИСТРИРОВАН:  ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,

Номер: ORN108

Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.

Информация об ответственности относительно ОНН:

Лица, имеющие отношение к ОНН:

Отдел народного творчества ГАУК «РЦРКОО»,

Тип ответственности: Исследователи

Организации, имеющие отношение к ОНН:

Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,

Тип ответственности: Фиксация

Описание:

Внешним, отличительным признаком любого народа является его национальный костюм, пережив в течение веков определенные трансформации, до сегодняшнего времени сохраняет свою значимость, как один из показателей этничности.

Его роль и место, как в национальной культуре края, так и за ее пределами значительны и многоплановы. Национальный костюм отражает душу народа, его пристрастия и привычки, эстетические и культурные ценности.

Сведения об особенностях ОНН:

Состояние бытования:

Сохранение наследия  предков является наши дни актуальной проблемой и национальный костюм является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.

Форма бытования: Аутентичная

Исключительность/Ценность:

Внешним, отличительным признаком любого народа является его национальный костюм, поэтому данное методическое пособие начинается именно с этой темы. Национальный костюм пережив в течение веков определенные трансформации, до сегодняшнего времени сохраняет свою значимость, как один из показателей этничности.

Сведения о действиях над/с ОНН:

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность

Проводится: Ежегодно

Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ», Место действия: Оренбургская область, Метод действия: Метод полевых исследований

Принадлежность:

Этнокультурная принадлежность: Цыгане

Ключевые слова:

Ключевые слова(осн.): Национальный, Оренбургская область,

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:

Способы передачи традиций:

Непосредственная коммуникация

Наименование количественной характеристики измерения ОНН:

Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество,объем: Более 5


[3] https://www.alterozoom.com/en/documents/18445.html

 

исп. 
Белецкий В.Ю
Леонтьев А.Н

Национальные костюмы населения Оренбургской области