29 марта, 2017
Национальные костюмы населения Оренбургской области (грузины)
Доля грузин в населении Оренбургского края никогда не была велика. Однако их присутствие на Южном Урале отмечается, по край ней мере, с конца XVIII века. На протяжении всего столетия в условиях внутриполитической нестабильности, раздробленности и постоянных персидских вторжений в Закавказье многие представители грузинской аристократии переходили на русскую службу, а с вхождением Грузии в состав России в начале XIX века окончательно стали частью её правящей элиты.
В течение XIX века на территории края фиксировались только единичные случаи пребывания грузин.
Лишь в начале XX столетия на территории Оренбуржья появилось значительное, но временное грузинское население в связи с массовой высылкой в удалённый от Закавказья регион Южного Урала участников Первой российской революции. По неполным данным, за 1904–1909 гг. из Тифлисской и Кутаисской губерний, объявленных на военном положении, в административном порядке были сосланы в Оренбургскую губернию под надзор полиции 715 человек.
Однако постоянная грузинская община Оренбуржья сформировалась только в 1930 е годы в связи с развитием советской системы профессиональной подготовки и распределения кадров, осуществлением масштабных строек в рамках форсированной индустриализации.
В результате численность грузин в регионе к 2002 г. достигла своего исторического максимума в 1191 человека (0,05 %). Однако к 2010 г. их количество постепенно сократилось до 865 человек (0,04 %) в связи с перетеканием в другие регионы страны, а также отчасти процессами ассимиляции и смены этнической самоидентификации[1].
Национальный костюм
Основными элементами комплекса мужского костюма были плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаровары) одежда. Разнообразны были виды верхней распашной одежды. Это чоха, черкеска, коба. В Грузии этот вид одежды отличался ложными рукавами. Черкеску одевали поверх рубахи или кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду.
Шили эту одежду из сукна синего, черного, серого или бежевого цвета. На нагрудную часть черкески нашивались газырницы — своего рода карманы, куда помещали патроны — от 9 до 15 с каждой стороны. Черкеску туго перетягивали поясом с металлическим или серебряным набором. Спереди к поясу всегда прикрепляли кинжал — наиболее распространенный в 18-20 вв. вид оружия.
Широко использовалась бурка (набади) или тулуп (ткави) . Ее носили внакидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. Головным убором служили войлочные шапки (надбис куди), меховые папахи, башлыки (кабалахи). У эмеретин был известен оригинальный головной убор папанаки.
А вот в Гурии, Аджарии и Мегрелии господствовал иной вид одежды : архалуком называли короткие куртки, с которыми носили шаровары, узкие на голени и просторные у пояса, повязываясь кушаком похожим на шарф, что создавало особенно стройный силуэт. На голове был башлык кабалахи с золотой и серебряной кистью, завернутый наподобие чалмы.
Вот например в Кахетии мужчины носили небольшую прилегающую к макушке войлочную шапочку.
В Сванети распространены обшитые тесьмой круглые конические шапочки с короткими полями
Своеобразной и особенно красочной была одежда горцев, особенно хевсур. Ее шили из плотной ткани синего цвета, покрывая наполовину ярким ковровым геометрическим орнаментом, вышитым крестом.
Женское платье состояло из рубахи, штанов, платья с нагрудной вышивкой и внутренними рукавами, пояса и головного убора, а также верхней одежды. Грузинки постоянно носили украшения. Постепенно женская одежда становится еще более женственной : Длинное платье, стянутое в талии (картули) кроили с разрезом спереди. Под ним была шелковая юбка, к которой носили передник с широким поясом. Туфли носили на каблуке без задника, с загнутым вверх носом.
Головной убор состоял из мчака — треугольной белой вуали, копи-тонкого валика из шелкаи чихта-обшитого бархатом картонного ободка. Сверху накидывали гладкую косынку.
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область.
Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии
ОНН ЗАРЕГИСТРИРОВАН: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN106
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН: Отдел народного творчества ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
Внешним, отличительным признаком любого народа является его национальный костюм, пережив в течение веков определенные трансформации, до сегодняшнего времени сохраняет свою значимость, как один из показателей этничности.
Его роль и место, как в национальной культуре края, так и за ее пределами значительны и многоплановы. Национальный костюм отражает душу народа, его пристрастия и привычки, эстетические и культурные ценности.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальный костюм является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Форма бытования: Аутентичная
Исключительность/Ценность:
Внешним, отличительным признаком любого народа является его национальный костюм, поэтому данное методическое пособие начинается именно с этой темы. Национальный костюм пережив в течение веков определенные трансформации, до сегодняшнего времени сохраняет свою значимость, как один из показателей этничности.
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ», Место действия: Оренбургская область, Метод действия: Метод полевых исследований
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Грузины
Ключевые слова(осн.): Национальный, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок- Количество,объем: Более 5
______________________________________________________________________________________________
[1] Денисов Д. Н. (г. Оренбург) ГРУЗИНСКАЯ ДИАСПОРА ОРЕНБУРЖЬЯ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ: osu.ru›sites/niisu/docs/narody_kavkaza_v_uralskom…