14 марта, 2013
Башкирский осенне-зимний трудовой обряд помочи деревни
Башкирский осенне-зимний трудовой обряд помочи деревни Псянчино Кувандыкского района Оренбургской области — башкирское название Каратун (черный тулуп)
(в 70-х годах XX века деревни не стало, большинство башкир переселились в город Медногорск Оренбургской области).
Описание:
Осенне-зимний трудовой обряд взаимопомощи связан с хозяйственной и общественной жизнью башкир. С наступлением холодов и установлением снежного покрова начинается забой скота, птицы, заготовка мяса на зиму. В деревне Псянчино с осенней заготовкой мяса связаны помочи — обряды общипывания гусей и убой скота, которые заканчивались праздничным угощением и весельем. Для этой работы приглашались соседи, родственники. Участники помочи свежевали тушу, разделывали мясо, обрабатывали внутренности, подвешивали мясо в амбарах, сараях и т.д.
В обычае деревни Псянчино было главное то, что помочи продолжались до тех пор, пока не завершалась работа всех участников, т.е. для каждой семьи все дружно, весело и умело заготавливали мясо на зиму. Обряд традиционно дублировали каждый год, обучая молодые семьи. Для обряда взаимопомощи характерно то, что после выполненной работы хозяин приглашал на праздничное угощение участников забоя, где все веселились, пели и плясали.
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область, деревня Псянчино
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая культура – Обряды
Исполнительские искусства — Песенное искусство
ОНН зарегистрирован: ГУК «ОМЦНТ», Номер: ORN021
Полное наименование: Областной методический центр народного творчества
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Гумерова Сания Мусовна
Тип ответственности: Носитель
1940 г.р.
Место работы/ Адрес: г.Медногорск
ФИО: Рахметова Дильбар Юмабаевна
Тип ответственности: Исследователь
Место работы/ Адрес: Зав. национальным сектором, руководитель центра межнационального общения «АМАНАТ» ДК «Юбилейный» г.Медногорск.
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ДК «Юбилейный» г. Медногорск
Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение
Местонахождение: 462274, г. Медногорск, ул. Тульская, д. 17.
Описание:
Осенне-зимний трудовой обряд взаимопомощи связан с хозяйственной и общественной жизнью башкир. С наступлением холодов и установлением снежного покрова начинается забой скота, птицы, заготовка мяса на зиму. В деревне Псянчино с осенней заготовкой мяса связаны помочи — обряды общипывания гусей и убой скота, которые заканчивались праздничным угощением и весельем. Для этой работы приглашались соседи, родственники. Участники помочи свежевали тушу, разделывали мясо, обрабатывали внутренности, подвешивали мясо в амбарах, сараях и т.д.
В обычае деревни Псянчино было главное то, что помочи продолжались до тех пор, пока не завершалась работа всех участников, т.е. для каждой семьи все дружно, весело и умело заготавливали мясо на зиму. Обряд традиционно дублировали каждый год, обучая молодые семьи. Для обряда взаимопомощи характерно то, что после выполненной работы хозяин приглашал на праздничное угощение участников забоя, где все веселились, пели и плясали.
Сведения об особенностях ОНН: Исключительность/Ценность: Свадебная обрядность села Секирина представляет особую ценность в силу того, что она зафиксирована очень подробно на самых разных уровнях, поскольку элементы традиционной свадьбы сохранялись здесь вплоть до 1990-х годов. Так, к примеру, и сейчас на второй день свадьбы невеста надевает традиционный костюм, а также проводятся все обрядовые действа второго свадебного дня.
Форма бытования: Частично аутентичная в активном бытовании, частично в пассивном.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Башкирская
Ключевые слова: башкиры, осеннее – зимний обряд помочи, деревня Псянчино, Оренбургская область
Техники исполнения ОНН:
Техника исполнения
Наименование: исполнение башкирских народных песен, «такмаки» (частушки) и прибауток, звучание благопожелания, приветственных речей в адрес хозяина.
Краткое описание: Весь вечер в деревне звучали песни под аккомпанемент гармониста (к сожалению, не было кураистов), плясали «кулягу»(башкирская пляска с разными рисунками танца; дословный перевод танец в тени т.е. народ танцевал во время перерыва во время сенокоса и земледелия, прячась от солнца). Участники помочи исполняли узун-кюй (узун- долгий, кюй- напев)- это песня медленного или умеренного напева, в которых главный центральный образ из мира природы, или же некое обобщение определенных жизненных явлений, наблюдений, ситуаций. Популярные песни деревни Псянчино: «Урал», «Хандугас» (соловей), «Гульназира» и т.д. Ладовой основой музыки являются пента — тонические образования, где имеются элементы мажора и минора, которые сообщают напеву мажорную и минорную окраску, не нарушая его ладовой основы. У молодежи в те времена были актуальны кыска – кюй (кыска- короткий, кюй — напев), которые носят шуточно – публицистический и любовный характер и исполняется под быструю ритмичную мелодию.
Предметы, связанные с ОНН: Костюм
Наименование: женский наряд, мужской наряд Роль предмета:
во время работы – простые теплые вещи; во время праздничного угощения – наряды, украшенные вышивкой, монетами. Украшения у женщин – различного рода серьги, браслеты, перстни, косники (ленты с монетами и бусами для плетения кос).
Особенности предмета: женский наряд — кашемировый платок, длинное отрезное в талии платье с оборками, камзол (жилет), фартук, вышитый с башкирскими орнаментами, ситек (кожаные сапоги). Мужской наряд – рубахи и штаны с широким шагом, легкие халаты (прямо спинные и расклешённые), камзолы, тулупы из овчиной шерсти. Головные уборы – тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею.
Описательные сведения:
Реферат:
Выращивание гусей в деревне Псянчино было традиционным промыслом башкир. Поэтому здесь был особенно распространен один из видов помочи – умэ (ощип гусей). Помочь обычно завершалась праздничным вечером с угощениями, песнями, играми и плясками.
Отличительной особенностью традиции деревни Псянчино являлось то, что во время помощи каждый знал свое дело: заколка, обработка шкуры, домашней птицы. С наступлением холодов и выпадением снега, хозяйка, вырастившая много гусей, с вечера обходила дома родственников и соседей. С утра начинались труды, сопровождаемые песнями, шутками, прибаутками. Когда черновая работа была закончена, тушки гусей вешали на коромысла и несли на речку полоскать.
А вечером хозяева приглашали гостей к столу. Главное блюдо – сваренный гусь, разделанный на части «элеш» (порции, сюда входит и мясо для каждой семьи в качестве гостинца). Участники трапезы наделялись по обычаю: главе дома или дорогому гостю – ножку, чтоб был сильным, женщине – шею, чтоб могла направлять главу семьи и давать верные советы, девушкам крылья – чтоб после замужества были ближе к дому.
Осенне-зимний башкирский трудовой обряд деревни Псянчино Оренбургской области сохранил свою самобытность, но имеет свои отличительные черты. Радует то, что переселенцы с деревни Псянчино по сей день не забывают свои традиции, обычаи и живут городе Медногорске в дружбе и согласии, расширяя свой круг общения.
Календарные обряды отражают древние верования и воззрения башкир и представляют важнейшую область духовной культуры народа.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Средства выражения традиций:
Обрядовые действия, песни, пляски и другие элементы обряда помочи жителей деревни Псянчино.
Формы фиксации ОНН: Женский и мужской костюмы башкирского обряда
Сведения о бытовании ОНН:
Российская Федерация-> Оренбургская область-> деревня Псянчино.
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность обряда- Количество,объем: 1день