19 мая, 2014
Обычаи казачьих станиц Ташлинского района часть — 1
Описание: обычаи казаков Ташлинского района — это яркий образец устного народного творчества , передаваемый от одного поколения жителей к другому. они отражают не только историю своего населённого пункта, но и уникальную природу родного края.
Место бытования ОНН: Российская федерация, Оренбургская область, Ташлинский район,
Форма жанрового направления ОНН: празднично-обрядовая культура — обряды
ОНН зарегистрирован: ГБУК «ОМЦНТ», номер: orn054
Полное наименование: ОБЛАСТНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Полное наименование: ОРЕНБУРГСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Наименование ОНН: обычаи казаков Ташлинского района
Язык наименования: русский
Сведения, относящиеся к наименованию: материалы собраны по истории станиц Ташлинского района
Форма выражения ООН: легенды, исторические предания
Современное место бытования ОНН: Российская федерация Оренбургская область
Полное наименование: отдел культуры администрации ташлинского района
Лица, имеющие отношение к ООН: Ежелова Д.Я
Тип ответственности: хранитель.
Сведения об особенностях ОНН:
Форма бытования: первоначально – аутентичная, сейчас вторичная восстановленная
Исключительность/ценность: каждое предание несёт в себе значительную информацию истории станицы, окружающей природы, обычаев и быта людей.
Сведения о действиях с ОНН: сохранение
Наименование действия: собирательская и исследовательская деятельность
Проводится:
Принадлежность: этнокультурная принадлежность: русская
Ключевые слова: легенда, Ташла, казаки.
Техника исполнения ОНН:
Наименование: обычаи казаков
Описательные сведения:
Аннотация: материалы собраны в ходе этнографической экспедиции, проводимой ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Формы фиксации ОНН:
Сведения об обнаружении ОНН: Российская федерация, Оренбургская область, Тюльганский район, село Болдырево
Дата обнаружения:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Количество записанных преданий\легенд \сказок: более 20
Этнографические особенности
Казачьей станицы Болдырево
Современный населенный пункт Болдырево по своей сути старинное поселение. однако миграция населения, интенсивные исторические процессы способствовали тому, что в настоящее время старые казачьи семьи — первооснователи, не доминируют численно среди остального населения.
Однако память о основании, первопоселенцах и их происхождении сохраняется в Болдырево до настоящего времени.
Коренные казачьи семьи носят название – «Корни». согласно информации, полученной от местных респондентов, первые группы казаков происходят от атамана болдыря, по происхождению – Самарского городского казака. он и его соратники поселились на заросшем кустарнике островке – центре сегодняшнего Болдырево, основав, таким образом, казачий форпост.
Согласно информации из р.ц. Ташла – Болдырево было основано крещенными мусульманами, которые звались «по-уличному» Болдырями.
Интересно отметить, что сами информаторы из Болдырева не поддерживают эту версию, считая ее не совсем отвечающей интересам данной группы.
На основании данных, собранных в этом населенном пункте можно утверждать, что традиционная культура местного населения испытала редукцию в период начала xx века – середина хх века.
На это повлияла гражданская война; процессы коллективизации, создание колхозов, освоение новых земель и проч.
Информаторы утверждают – традиционная народная свадьба перестала существовать уже в 20-30-е годы хх века. на ее место пришло так называемое «Свадебное угощение», которое предусматривало 2-3 дня праздничного застолья с участием близких родственников и знакомых.
В качестве традиционного напитка-угощения для гостей использовался спирт-сырец. однако способ его потребления сохранил, старые казачьи традиции – его пили из одного стакана, по очереди, с соблюдением соответствующей авторитетно-возрастной иерархии. каждый был обязан произнести определенные пожелания по адресу молодых.
Свадебная пища была несколько разнообразной, чем повседневная, отличаясь от нее большим количеством и украшениями. особенное место занимали ружанцы (розанцы, рузанцы) – тип праздничного печенья, жаренного на комбин.жире и потом обсыпанного сахаром.
После того, как молодые официально представляли собой семью и родители их были в преклонном возрасте, для них строили во дворе (для родителей) отдельную кухню – однокамерное жилое помещение.
В структурном плане кухня представляла дом, засыпной или саманный с небольшой верандой, однокамерного типа.
В настоящее время к цветовой гамме жилища не предъявляются особенные требования, однако цвет пола непременно должен быть коричневого цвета, двери и косяки внутри помещения – белого.
Иконы занимали видное место в «кухне». согласно традиции предпочитали иконы в старой манере исполнения.
Непременным атрибутом была лампада, масло которой считалось лечебным и применялось для лечения различного рода болезней.
Пол застилали самодельными половиками, от порога в глубь избы.
Какой-либо стратификации мебели информаторы не помнят, однако отмечают, что были почетные и менее почетные места.
Большое значение уделялось подворью, причем подворье до сих пор делится на внешнее и внутреннее, разделенное между собой сеткой или низким забором.
Помещения для пожилых родителей постепенно превращались в летние кухни, проживание в которых уже не носит поло-возрастного принципа.
Каждое социальное действо сопровождалось песнями, причем песни варьировались в зависимости от ситуации и места.
Интересно отметить, что военные песни казаков исполняются женщинами, но при этом подчеркивается, что это — песни из мужского репертуара.
Большое место в казачьей культуре Болдырева занимала рыбная ловля. существовали своеобразные «Артели», которым занимались рыбным промыслом.
Сохранилась информация о том, как летом, наиболее опытные старики замечали плес рыбы крупных промысловых пород, по положению солнца, расположению деревьев и камней отмечали место, чтобы зимой привести туда свои бригады и добыть спящую рыбу.
Эти старики пользовались большим авторитетом и уважением.
В тоже время информаторы отмечали, их данное «Искусство» рыбалки утеряло безвозвратно.
Каждая локальная группа сформировалась на том или ином историческом пласте, той исторической памяти, которая объединяет всех ее членов в будущем.
Сильным, можно сказать далее основополагающим, историческим переживанием для казаков Болдырева был геницид по отношению к казакам так называемых «Чапаевцев». как и в других станицах, многие казаки из Болдырева ушли заграницу, причем вместе с ними отходили женщины и дети. некоторые из них, не выдержав тягот пути погибли, часть вернулись назад, часть остались навсегда заграницей.
Однако информация об этом навсегда сохранилась в памяти местных казаков.
Может быть, этим объясняется тот факт, что, когда на территории приуралья находились (во время великой отечественной войны), пленные и репрессированные, местное население им помогало, испытывая определенное сочувствие к их положению.
Великая отечественная война, участие казаков в войне, также повлияло на сознание местного населения. особое место занимало воспоминание о разности жизни стран Европы и тогдашнего СССР. но именно этот период повлиял кардинально на редукцию старой культуры и замену ее новой.
Именно этим объясняется тот факт, что все информаторы четко разграничивали себя, как людей живших в настоящем времени и его реалиями от своих родителей и дедов, которые в их представлении были носителями исконной казачьей культуры.
По большому счету, старая казачья культура сохранилась у современного казачьего населения, но не в полном объеме, а в качестве исторической памяти группы.
Современные казаки – люди нашего времени, у которых культура, быт и традиции предков – средство воспитания подрастающего поколения, а не способ жизни в современное время.