19 мая, 2014
Обычаи казачьих станиц Ташлинского района часть — 2
Описание: : обычаи казаков ташлинского района — это яркий образец устного народного творчества , передаваемый от одного поколения жителей к другому. Они отражают не только историю своего населённого пункта, но и уникальную природу родного края.
Место бытования ОНН: Российская Федерация, оренбургская область, Ташлинский район,
Форма жанрового направления ОНН: Празднично-обрядовая культура — Обряды
ОНН зарегистрирован: ГБУК «ОМЦНТ», Номер: ORN055
Полное наименование: Областной методический центр народного творчества
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Полное наименование: Оренбургский методический центр народного творчества
Наименование ОНН: обычаи казаков Ташлинского района
Язык наименования: русский
Сведения, относящиеся к наименованию: материалы собраны по истории станиц Ташлинского района
Форма выражения ОНН: легенды, исторические предания
Современное место бытования ОНН: Российская федерация Оренбургская область
Полное наименование: отдел культуры администрации Ташлинского района
Лица, имеющие отношение к онн: Ежелова д.я
Тип ответственности: хранитель.
Сведения об особенностях ОНН:
Форма бытования: первоначально – аутентичная, сейчас вторичная восстановленная
Исключительность/ценность: Каждое предание несёт в себе значительную информацию истории станицы, окружающей природы, обычаев и быта людей.
Сведения о действиях с ОНН: Сохранение
Наименование действия: собирательская и исследовательская деятельность
Проводится:
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: русская
Ключевые слова: легенда, Ташла, казаки.
Техника исполнения ОНН:
Наименование: Обычаи казаков
Описательные сведения:
Аннотация: Материалы собраны в ходе этнографической экспедиции, проводимой ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Формы фиксации ОНН:
Сведения об обнаружении ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область, Тюльганский район, село Иртек
Дата обнаружения:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Количество записанных преданий\легенд \сказок: более 20
Обычаи села Иртек
Современный населенный пункт Иртек изначально был казачьим поселением.
Согласно информации респондента Ежеловой Д.Я. казаки данного поселения отличались трудолюбием, для них была присуща групповая солидарность.
Детей в семье много не было – 3-4 человека. Власть в семье принадлежала мужчине. Его уважительно называли – сам.
Повседневная одежда была простая и фактически не отличалась от повседневной русской крестьянской одежды.
Непременным атрибутом мужской одежды была косоворотка, которую изготовляли дома. Иногда, женщины практиковали портняжное дело на локальное сообщество и зарабатывали таким образом деньги. Самодельные ткани ткали на станках, однако не все его имели.
Куклы для детей изготавливали из обрывков тряпок, пришивались конечности, химическим карандашом рисовали рот и глаза.
Большое значение имела церковь. Имена детям давали по святцам. Имя давал священник, за это его одаривали одним из больших караваев, которые для этого привозили в церковь и освящали.
Родословные считались до 7-го колена, родственников чтили, обращали к ним с уважением и почтением. Соседей звали шабры Клички (уличные) имели не казачье население (ср.Феодосья — Фешка), у казаков кличек не было.
Подворье всегда было ориентировано на юг. Хозяйство – лошадь и 2-3 коровы. Ворота, из хорошего теса, деревянные, были символом достатка хозяев.
Молоко не сепарировали, его заливали в глиняные кубатки, оно отстаивалось, а позже ставилось в печь, прожаривалось и получался каймак — излюбленное лакомство казаков.
Во дворе обязательно присутствовало развесистое дерево – на него вешали глиняные кубатки и прочую утварь. Чем больше было горшков на дереве, тем зажиточнее считался хозяин.
На подворье выделялся баз — там содержали скот. Для пожилых родителей во дворе строили келью, обмазанную однокамерную избушку.
Если во дворе строили дом (однокамерный) для молодых, то он носит название – кухня.
В 1905 году село Иртек сгорело. Тогда оно насчитывало 800 дворов. Казаки копали землянки, обладывали их деревом или тростником и обмазывали глиной.
Пища казаков была традиционной – каймак из молока, килое молоко (сквашенное), каши. Чай не пили, вместо него делали квасы, в больших кувшинах, которые носили название полифлетных, и имели емкость – 2-3 ведра. Квас хранили в погребах, обкладывая кувшин льдом.
Большое значение имело собирательство ягод — ежевики, терна. Их хранили в дубовых кадках без воды, под гнетом-прессом, который представлял собой большой камень-голыш и назывался гнеток.
Солили арбузы, из них также варили мед. Молодежь устраивала по праздникам гулянья, однако они всегда предварялись посещением церкви.
Дети играли в разнообразные игры, наиболее распространной были: «чижик» — на круглую палочку накатывали маленькие деревянные обрубки и били битой, кто дальше; «клен» — чурка и 2 бабки, игра напоминала современные бабки; “лапта” — представляла собой игру в мяч, скатанный из шерсти скота.
Строительство дома всегда было для казаков определенным священнодействием. Вначале выкапывали канаву, в нее ложили плетняк с плоскими камнями. Потом, сверху ложили камни, 5 рядов проложат, потом кустарник — чилигу. Таким образом, готовили стены. Позже ставили крышу. После всего этого стены обмазывали соломой с глиной. Для приготовления этой обмазочной смеси готовили круг, который крутили кони.
После всего этого настилали полы, сначала лаги на кирпичах (жженых, не сырцовых), потом прибивались доски. Рыли погреб, который накрывали балками и листами. Иногда над погребом делали надстройку – погребку. Ладу — верх погреба открывали для проветривания.
Зимой в погребе лед накрывали соломой, погреб выкладывали плетняком. Осенью не растаявший лед убирали, весной снова забивали.
В избе ставили русскую печь, но в ней никогда не парились, топили кизяком. Основные элементы печи были — под, припечник, топка.
Баня — каменка, была непременным элементом каждого подворья. Различалась по способу топки, если имела трубу, то пошло название белой, если котел с топкой без трубы, то называлась черной.
По отношению к бане существовали определенные ограничения – после 12.00 ночи купаться в ней запрещалось.
Большое значение имела личная гигиена, деревянные полы мыли, деревянные столы, стены и лавки скоблили.
На расстоянии 3-4 верст от села хлеб не сеяли, там были пастбища.
Для зимовки скота в лесу строили плетеные постройки. Подобного типа постройки были и во дворах.
В свободное от работы время, особенно на Новый год молодежь гадала.
Приносили с насеста курицу и кидали ей пшено и ставили воду. Если клюет – значит, жених будет богатый. Если пьет воду, то бедный.
Садились на кочергу, куда она поедет, оттуда будет суженый.
Гадали по зеркалу, если лицо в темноте видно – то свекровь будет молодая.
Кидали валенки за ворота, в какую сторону упадет, оттуда будет и жених.
В целом, казачья культура Иртека была богатой, как в духовном, так и материальном плане. Ее элементы до сих пор используются для воспитания подрастающего поколения.