5 декабря, 2022
Татарский народный обряд «Свадебный сундук»
Как рассказывают жители села Дюсьметьево — со времен наших прародителей обряды замужества имели особое место. Будущая жена — хранительница семейного очага, поэтому она должна была уметь создавать уют в своей новой семье. Всю свою девичью молодость невеста училась рукоделию и каждый свой труд она откладывала в свой сундук на приданое. Все ее изделия показывали ее ценность, как будущей хозяйки. Хозяйка дома (мама невесты) встречает своих помощниц. Все дружно собираются и делят между собой это большое дело — собирание приданого.
В сундуке должны обязательно быть некоторые предметы рукоделия-пара подушек с вышитыми наволочками, вышитое постельное белье, платочки, полотенца, одежда. А так же: две тушки гуся, хлеб, мед, 2 ведра пшеницы. Помощницы — подруги, знакомые помогают дополнить наборы: где-то нужно вышить еще платки, наволочки. Для этого все и собираются: вышивают платочки, складывают шторы, собирают полотенца, упаковывают одежду невесты и жениха, подарок для жениха: вязаные перчатки и шарф.
После того как приданое невесты готово, хозяйка приглашает за стол, угощает помощниц. Под сопровождение народных старинных песен заполняют драгоценный сундук невесты, с которым ее и отправляют в новую семью.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично — обрядовая.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN344
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН: Ягофарова Сагдана Касымовна, жительница с. Дюсьметьево Пономарёвского района.
Место бытования: Российская Федерация, Оренбургская область, Пономарёвский район, с. Дюсьметьево.
Сведения об объекте (полное описание):
«Девочка в колыбели — приданое в сундуке» — с сорока дней мама девочки начинала собирать сундук невесты. Вышитые предметы текстиля, подарки для родни мужа. К сундуку невесты прилагалось обязательно парное количество скота — пара гусей, овца с парой ягнят[1].
Свадебные обряды татар настолько разнообразны, что рассказать обо всех на данной странице просто невозможно. Поэтому ограничимся изложением последовательных актов, совершаемых в связи с бракосочетанием. Всякому бракосочетанию предшествовал сговор, в котором со стороны жениха участвовал яучы (сват) и кто-либо из старших родственников. Если родители невесты давали согласие на брак, в ходе сговора решались вопросы о размерах калыма, о приданом невесты, о времени проведения свадьбы, количестве приглашенных гостей. После заключения «брачного договора» невесту называли ярашылган кыз — сосватанная девушка. В течение 3-5 недель стороны готовились к свадьбе. Жених собирал калым, покупал подарки невесте, ее родителям и родственникам, подушки, перины и прочий скарб. Невеста завершала подготовку приданого, собирать которое начинала с 12-14 лет. Его составляли самотканые платья, нижнее белье, а также подарочная одежда для жениха: вышитые рубахи, штаны, шерстяные носки и т.п[2].
На сегодняшний день приданое татарки-невесты представлено в основном предметами текстиля (постельное, столовое белье, предметы интерьера дома)[3].
Это бирнә — имущество, выделяемое девушке ее родителями или родственниками при вступлении в брак.
Бирне состояло из личных вещей невесты и необходимых предметов домашнего обихода: постельных принадлежностей (перины, подушки, одеяла и т. д.), столового белья (скатерти, салфетки) и пр.
Приданое справляли исходя из материального положения семьи. Размер и качество бирне не оговаривались ни во время сватовства, ни при помолвке. Невестам из богатых сельских семей в придачу к набору вещей нередко выделяли теленка или овцу, а невестам из бедных семей верхнюю одежду и украшения иногда справляли за счет жениха.
Значительную часть приданого составляли предметы рукоделия невесты, которые в основном предназначались для подарков. По обычаю, после первой брачной ночи невеста дарила жениху штаны из пестряди (кияү штаны), вышитую рубаху (кияү күлмәге), расшитые наголенники (аяк чолгавы), тюбетейку, кисет, носовые платки.
Родственников жениха новобрачная одаривала ткаными и вышитыми полотенцами, молитвенными ковриками (намазлык), пожилых женщин – нагрудниками (күкрәкчә), головными повязками (тастар).
На заключительном этапе свадьбы, когда молодая въезжала в дом мужа, рукоделиями из сундука с ее приданым украшали жилище (обряд «өй киендерү»).
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: татарская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): Свадьба, сундук, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.
Фольклорное представление татарского обряда «Свадебный сундук»:
[1]https://kazved.ru/news/na-tatarskoy-svadbe-delyat-gusya-i-vruchayut-neveste-sunduk?ysclid=lbagd6ij68235330468
[2] https://nailtimler.com/articles_page/tatar_wedding.html
[3]https://tatcultresurs.ru/onkn/svadebnyy-obryad-kazanskikh-tatar