22 ноября, 2022
Пуховязание в селе Кваркено
Главное увлечение в жизни Людмилы Петровны Викторовой– вязание. Её мама была пуховницей и этот талант Людмила Петровна переняла у нее.
Вся семья занималась подготовкой пуха для вязания платков и паутинок, которые мама вязала и продавала, чтобы собрать в школу пятерых детей. Каждый из детей занимался своим делом: кто-то собирал пух, кто-то чесал, другие пряли, сматывали нитки в клубки и помогали маме вязать. Когда Людмиле Петровне было 8 лет, ее мамы не стало, но талант и любовь к вязанию она пронесла через всю жизнь и продолжает сохранять все навыки в память о своей маме.
Людмила Петровна прядет пух для своих изделий сама. Она делится своими навыками с начинающими вязальщицами на страницах в интернете. Вела клуб любителей вязания с людьми старшего поколения. При этом, детское население с удовольствием демонстрирует красивые вещи, связанные ее руками. Работы Людмилы Петровны постоянно занимают призовые места на конкурсах и выставках ДПИ.
Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN343
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН: Викторова Людмила Петровна, 1967 г.р., жительница с. Кваркено.
Место бытования: Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область Кваркенский район, село Кваркено.
Сведения об объекте (полное описание):
Работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива. Чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребнях, выпрясть на веретене нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка для ажурного платка, смотать пряжу в клубки, связать изделие на спицах и, наконец, очистить готовый платок.
Не всякий пух подойдет для вязания пухового платка. Требуется козий пух, взятый от определенной породы коз, которая была выведена в Оренбургских степях более 250 лет назад специально для пухового промысла. Для этого старались выбрать и вырастить коз, имеющих длинный, волнистый пух. Особенность пуха — в его изумительной нежности. Ни одна порода по качеству не сравнится с губерлинскими козами Оренбуржья, которые дают тончайшее сырье для вязания!
Очень важно чтобы пух был выщипан, а не выстрижен, так как стриженый пух, так называемая «стрижка», которую использовали для вязания носков, варежек. Щипали коз на пух обычно в ноябре – декабре, когда заканчивались полевые работы, а козы избавлялись от репьёв и прочего мусора, накопленного за лето, к тому же к зиме шерсть становилась более густой и пушистой. Животное заносили в комнату, связывали ноги и щипали пух сначала с одного бока, а потом переворачивали и щипали с другого бока. Как правило, козы спокойно переносили эту процедуру. Для выщипывания пуха иногда применяли специальные чёски, а для стрижки ножницы.
Приступая к обработке пуха, мастерица прежде всего очищает его от грязи и волос. Для этого пух перебирается руками до трех и более раз. Очищенный от грязи пух прочесывают на гребне. Последний состоит из двух досок, скрепленных под косым углом в виде козел. В том месте, где доски сходятся, прикреплен ряд острых толстых игл. Пух продергивают через гребень несколько раз, пока он не приобретет вид тонкой ваты. По внешнему впечатлению прядение ниток из пуха как будто не представляется чем-то неудобным или затруднительным. На самом же деле труд пряхи-пуховницы тоже далеко не легкий.
При обработке пуха, начиная с очистки его от грязи и кончая сматыванием ниток в клубки, употребляют, во-первых, особого устройства гребень, затем обычную прялку, или так называемый «чигирь» — особого устройства прялку, заимствованную оренбуржцами у пензенцев, или вместо него — веретено и, наконец, моталку.
Качество платка зависит прежде всего от качества пуха: длины волокна и наличия в нем посторонней примеси (волоса, очеса). А качество пуха зависит, в свою очередь, от качества коз — от их породы, упитанности, от ухода за ними. Шерстный покров пуховых коз, состоящий из ости и пуха, вычесывают дважды в год. Первый раз обычно в конце февраля — начале марта; вторично — через 20–25 дней после первой чески. Пух первой чески считается наиболее ценным. Пух второй чески содержит значительное количество примесей. Начес пуха с одного животного — от 200 до 400 граммов. На один теплый серый платок стандартного размера (110-110 см) требуется 180 граммов чистого пуха.
Вязка платка в дореволюционное время от начала и до конца производилась на стальных спицах, похожих на те, посредством которых обычно вяжут чулки, только более длинных. На одном конце спиц насаживается шарик из сургуча, чтобы петли не спускались.
Каждая хозяйка отличалась своим неповторимым стилем вязки, он передавался из поколения в поколение от матери к дочери. Платки отличались длинной и остротой зубцов по краям, узорами на канве, плотностью вязки. Иногда платок вязался сразу целиком, иногда вывязывалась канва отдельно от основного полотна, а затем все связывалось в единое целое, в зависимости от скорости вязки на изготовление одного платка уходило от пяти – шести дней до трёх – четырёх недель. Когда, наконец, платок был связан, наступала завершающая стадия его изготовления. Его стирали в горячей воде с хозяйственным мылом, используя стиральную доску. Это помогало избавить платок от случайных нитей и неприятного запаха, а также «закаляло» платок, делало его более прочным. После стирки мокрый платок растягивали на распорках (пяльцах) необходимого размера, примерно 1,5 м х 1,5м или 1,6м х 1,6 м. На распорках платок высыхал в течение 2 – 3 суток и приобретал задуманный хозяйкой размер. Когда высохший платок снимали с распорок, то его «купали» в снегу и снова сушили, только теперь уже без распорок, а просто раскладывая в помещении на льняной или хлопковой ткани. После этого платок становился очень пушистым. Связанный и «выделанный» по всем правилам платок служил хозяйке на протяжении многих лет. Сначала он был праздничным, «выходным», а затем, по мере изношенности, надевался на работу или дома, по хозяйству».
Исключительность/ценность:
Сохранение наследия предков является в наши дни актуальной проблемой и национальные традиции являются в этом плане мощным связующим звеном между новой культурой и опытом предшествующих поколений.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: русская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): Платок, вязание, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.