20 февраля, 2018
Кякук сяйе (башкирский обряд)
Описание:
Башкирский календарно — обрядовый праздник «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай») связан с языческим поклонением птицам и издревле проводился в «месяц кукушки» – мае. Массовое гуляние на свежей весенней природе состояло из веселых игр, песен, плясок, гаданий и, конечно, чаепития. Кукушке приносились дары, угощения с целью задобрить ее. В празднике принимали участие в основном женщины, молодежь, дети. Этот праздник – своеобразное отражениемагических и культовых представлений, реалий традиционной культуры. В нём аккумулируются основные компоненты обрядов подобного плана: сборы обрядовых угощений, приготовление пищи, заклички дождя, игры и так далее[1].
Кякук сяйе своё начало берёт от архаичных доисламских верований, которые были связаны с древним культом птиц у башкир — о способности душ умерших превращаться в птиц.
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область, город Медногорск, пос. Блявтамак.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN207
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Гумерова Сания Мусовна 1940 г.р.,
Хасанова Ханифа Галиахметовна 1939г.р.
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
В давние времена такие птицы, как грач и кукушка, у башкирского народа считались священными. Им посвящали праздники, которые отмечали каждую весну на лоне природы, где участниками становились только женщины и дети. Они просили у этих птиц щедрого лета, богатого урожая и благополучия. Кякук сяйе проводился в связи с прилетом кукушек.
Башкиры очень любят кукушек, с прилётом которой появлялись дикорастущие съедобные растения: борщевик, щавель, ускун (дикий чеснок), йыуа (дикий лук), медуница, барашки.
Пожилая женщина, которая пользовалась всеобщим уважением (чистая бабушка), руководила всем «священнодейством». В лес брали казан, продукты. Придя на место, пожилые женщины читали молитвы, с ритуальными песнями собирали съедобные растения. Казан ставили на огонь. Варили суп с диким луком или чесноком, подавали со сметаной. Заваривали травяной чай из молодых листьев дикой смородины и малины. Чаепитие заканчивалось молитвами, ритуальными песнями. Для детей организовывали соревнования в беге, прыжках, борьбу на поясах. Сочиняли частушки, плясали. Мальчики, сделав лук и стрелы, стреляли, соревнуясь в меткости.
В этот день гадали по кукованию священной птицы, пытаясь узнать, кто сколько проживет. А домой несли охапки даров природы, чтобы порадовать новой пищей отцов и дедушек.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальный обряд является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Сведения об особенностях ООН:
Исключительность/ценность:
Форма бытования: аутентичная
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ»,
Место действия: Оренбургская область,
Метод действия: Метод полевых исследований
Этнокультурная принадлежность: Башкиры
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Башкирский, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок- Количество,объем: Более 5
исп.
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8F%D0%BA%D1%83%D0%BA_%D1%81%D1%8F%D0%B9%D0%B5
исп.
Белецкий В.Ю
Леонтьев А.Н