20 февраля, 2018
Утренняя вода (Татарский обряд)
Описание:
Одним из интересных элементов свадебного татарского обряда является так называемая «Утренняя вода». После свадьбы рано утром будили невесту и с песнями и с песнями сопровождали ее на родник за водой. Молодая сноха угощала всех гостей и кто встречал ее на улице родниковой водой, люди одаривали её и в ведро сыпали монеты и кричали пожелания.
К сожалению, подобный обычай постепенно исчезает и по информации респондентов сохранился только в одном селе Октябрьского района.
Место бытования ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область, Октябрьский район, село 2-Имангулово.
Формы жанровых направлений ОНН:
Празднично-обрядовая
ОНН зарегистрирован:
ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN205
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Исанчурина Елена Шакуровна, Масягутова Резеда Сафиевна.
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
Современная татарская свадьба, конечно, изменилась по сравнению с той, которую можно было увидеть лет эдак сто назад. Но и в наши дни можно найти такие свадьбы.
В деревнях еще сохранились обычаи проводить свадьбы следующим образом… В день, когда невесте красили пальцы хной, в доме жениха проводили обряд, который назывался “туй траши”. Друзья жениха приходили к нему в дом и готовили его к предстоящей свадьбе.
В доме жениха накрывался стол, полон угощений а так же устраивалось гулянье со всевозможными играми и танцами. Затем из дома невесты приносили уже приготовленную хну и красили пальцы жениху и желающим гостям.
Так же можно добавить то, что в доме у жениха гости были исключительно парни, мужчины, а в доме невесты девушки и женщины, по этому на обоих сторонах гулянье проходило во всю силу.
На следующее утро жених посылал сопровождающих за невестой и приданым. В некоторых районах, никах (венчание) проходило в доме невесты. В этом случае на подводах вместе со свахами приезжали имам, представитель от жениха и его свидетели. После никаха начиналось проводы невесты. Во время расставания невеста и родственники плакали. После прощания дочери с отцом в комнату заходили ее близкие и родственники (эмдже, братья), выводили ее и усаживали в разукрашенный фаэтон. Рядом сажали маленького мальчика с Кораном в руках. (Стоит заметить, что традиция с Кораном осталась и до наших времен, но мало кто знает, что это делалось для того, чтоб молодожены строили новую семью на основах, предписанных в Священной Книге).
Далее, за фаэтоном невесты двигались подводы с ее близкими родственниками и подвода с приданым. В таком составе свадебная процессия торжественно выезжала к жениху. Впереди посылали верховых с известием, что невеста выехала из дома. По дороге свадебная процессия останавливалась для проведения различных соревнований, танцев, сопровождаемых музыкой; свадебную процессию мог остановить и потребовать выкупа каждый. Сам свадебный обряд (туй) проходил в доме жениха. Все ждали приезда невесты. И когда процессия подъезжала к дому жениха, у самых ворот ее встречали музыканты, исполняющие встречный марш. Близкие родственники вели невесту в дом жениха. У дверей ее встречали родители. Мать жениха обсыпала невесту пшеницей, сладостями, орехами, монетами. У приехавших с невестой выкупался Коран. Мальчику, привезшему Коран, давали большой подарок. После приезда невесты начиналась свадьба. Гостей сажали за столы, на которые подавали плов, чебуреки, сарма, долма, шашлыки, отварное мясо, сладости, курабье, печенье и т.д
Согласно татарским традициям, из родительского дома жених невесту не забирает. Наоборот, родственники невесты едут «уговаривать» жениха, а уговорив, везут к невесте в помещение, которое называется кияу-киляэте (комната молодых). Здесь происходит первая брачная ночь молодых после свадьбы.
По татарским обычаям жених калым не платит, разве что небольшую сумму, дабы проникнуть в помещение, где прячут невесту. У невесты же должно быть приданое, называется которое бирне (дословно «то что дали»).
На свадьбе молодым целоваться не принято, невеста все время, пока идет свадьба, не должна улыбаться, пить и есть. Тем самым показывая свое целомудрие и не на влечь на себя и мужа злых духов.
После того, как жених добился невесты, они идут к ней в дом, где их ждут бабушки и дедушки (Бабай-лар и Эби-лер), старейшины и самые уважаемые люди. Жених с невестой должны скромно присесть возле краешка стола, поскольку начинается таинство татарской свадьбы (Никах, сравнимое с венчанием), которое проводит мулла.
Никах читают мерно, по книге, так как это есть наставление в семейной жизни. Читают при свидетелях, а именно, при самых уважаемых людях, они благословляют и закрепляют этот брак. Этот обряд для татар гораздо важнее, чем регистрация в Загсе. Таинство продолжается примерно с час, при этом молодые должны сидеть, смотря в пол, а после принимают участие в молитве. Выйдя из дома после совершения молитвы, молодые для всех становятся законными мужем и женой.
Только потом молодые официально расписываются в Загсе. В загсе жених и невеста кормят родителей чак-чаком из рук. После загса на стороне жениха происходит обряд «килен тёшеру»: жених должен на руках донести невесту до порога, где лежит заранее приготовленная подушка. На подушку жених ставит невесту (чтобы жизнь была мягкой, еще один вариант, что невеста вошла в дом мягкой поступью), и родители жениха угощают их маслом и медом. Затем дают надкусить хлеб, кто больше надкусит, тому и быть хозяином дома. Во время застолья жених и невеста съедают яблоко на двоих. Некоторые гости кричат «горько», а некоторые на татарском «аче». Еще невеста должна принести из ближайшего ручья 2 ведра воды на коромысле (во время этого обряда, бывает жители деревни заранее перекрывают дорогу к ручью и требуют плату за проход), затем невеста продает воду гостям по кружке каждому. Еще невеста танцует на подносе, а деньги, которые кидают гости, под ноги невесты, жених должен собирать.Есть обряд «килен буляге»(подарки невесты), проводится, в основном, в заключительной части застолья. Невеста одаривает гостей заранее заготовленными подарками. В идеале — это вещи ручной вышивки (полотенца, салфетки, платки, наволочки…), но в наше время это все чаще покупается.
Вместо свадебного торта, у татар выносится чак-чак или баурсак (килен баурсак), но в наше время всё бывает и то и другое (продают чак-чак, баурсак, а тортом просто угощают). После возвращения в дом невесты свадьба продолжается уже с участием молодежи, старшее поколение удаляется. В доме жениха тоже накрыты столы для родственников среднего возраста.
Теперь, после проведения всех обрядов можно было расслабиться и выпить водки (аракы), и начиналась так называемая вечерняя свадьба (кызыл-туй, дословно красная свадьба, т.е на закате). Проходила она с неуемным весельем и возлиянием два дня и повторялась через неделю в доме жениха.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальный обряд является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Сведения об особенностях ООН:
Исключительность/ценность:
Форма бытования: аутентичная
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ»,
Место действия: Оренбургская область,
Метод действия: Метод полевых исследований
Этнокультурная принадлежность: Татары
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Татарский, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество,объем: Более 5
исп.
Белецкий В.Ю
Леонтьев А.Н