30 января, 2018
Народно — певческая культура казаков Оренбургской области
Самобытная казачья культура – тот пласт российской культуры, которое сегодня как никогда нуждается в изучении, возрождении и популяризации. Традиционные песни казаков оренбургской области имеют свою специфику. «Песенное пространство» оренбургских казаков первоначально раскинулось в трех районах — Илекском, Соль-Илецком и Ташлинском.
Традиционные песенные жанры оренбургского казачества разветвляются на два основных направления – протяжные и свадебные. Примечательно то, что к казачьему фольклору относятся не только военные, строевые, походные, исторические, протяжные, плясовые, но и даже некоторые свадебные, часть из них имеет характер строевой песни. В некоторых селах сохранились немногочисленные календарные песни, по существу являющиеся лирическими приуроченными. Наши казачьи песни во многом отличаются от песен кубанских, донских, других казаков — они драматичнее, пронзительнее, в них больше мужественности и строгости. Отсюда и исполнительская манера — более суровая, со скрытой внутренней динамикой, которая формировалась под воздействием и аскетической походной жизни, и сурового климата, а так же влияния многонациональных традиций.
Казачьи народные песни исполняются а-cappella. Как правило, каждая строчка в песне повторяется в распеве. Характерной чертой являются подлинные исторические события, которые сохранены в песенной форме. Наряду с этим очень много бытовых и обрядовых песен. Казачьи песни протяжные, раздольные.
Место бытования ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область, г.Оренбург
Формы жанровых направлений ОНН:
Исполнительские искусства — Песенное искусство
ОНН зарегистрирован: ГБУК «ОМЦНТ», Номер: ORN045
Наименование ОНН: Народно — певческая культура казаков Оренбургской области
Язык наименования: rus.
Форма выражения ОНН: Исполнение песен.
Современное место бытования ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область, г.Оренбург
Формы жанровых направлений ОНН:
Исполнительские искусства — Песенное искусство
ОНН зарегистрирован: ГБУК «ОМЦНТ», Номер: ORN045
Полное наименование: Областной методический центр народного творчества
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Анисимова Евдокия Константиновна 1940г.р.
с. Архиповка, Сакмарский район
Тип ответственности: Носитель
ФИО: Лазарева Мария Григорьевна 1932г.р.
с. Беловка, Сакмарский район
Тип ответственности: Носитель
ФИО: Шишкина Анастасия Георгиевна 1942г.р.
с. Ветлянка, Соль – Илецкий район
Тип ответственности: Носитель.
ФИО: Зотова Евдокия Васильевна 1926г.р.
хутор Возрождение, Соль – Илецкий район
Тип ответственности: Носитель
ФИО: Образцова Мария Сергеевна 1935г.р.
с. Городище, Оренбургский район
Тип ответственности: Носитель
ФИО: Кутырёв Георгий Иванович 1939г.р.
с. Григорьевка, Соль – Илецкий район
Тип ответственности: Носитель
ФИО: Шуваева Вера Ивановна 1935г.р.
с. Кардаилова, Илекский район
Тип ответственности: Носитель
ФИО: Дацковская Вера Кирилловна 1922г.р.
с. Краснохолм, Оренбургский район
Тип ответственности: Носитель
ФИО: Кузнецова Мария Ивановна 1939г.р.
с. Нижняя Павловка, Оренбургский район
Тип ответственности: Носитель
ФИО: Савельева Нина Михайловна 1939г.р.
Тип ответственности: Исследователь
ФИО: Скопинцева Татьяна Юрьевна 1950г.р.
Тип ответственности: Исследователь
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГБУК «Областной методический центр народного творчества»
Подразделение: Отдел по народному творчеству
Тип ответственности: сохранение и развитие
Местонахождение: Российская Федерация, г.Оренбург, ул.Пролетарская, 24
Описание:
Песенные жанры Оренбургских казаков рассмотрены нами в двух аспектах: музыкально-фольклористическом, направленном на выявление основополагающих принципов жанрово-песенной системы, и в аспекте народных знаний о местной певческой традиции. Многие теоретические вопросы Оренбургской казачьей песенной культуры, требующие специальных исследований (таковы проблемы ритмической и звуковысотной организации песен разных жанров, взаимопроникновения в традиции казаков фольклорной и древнерусской певческих систем, межэтнических связей и др.).
Местные песенные жанры образуют две группы:
1. жанры “внешнего быта”, условиями исполнения и содержанием поэтических текстов связанные с воинской службой казаков и представляющие область мужского (собственно казачьего) песнетворчества;
2. жанры “внутреннего быта”, отражающие особенности мирной жизни и деятельности казачьей общины (они могут исполняться мужчинами и женщинами отдельно, а также “гуртом” – смешанными ансамблями)17.
Соотношение песен “внешнего” и “внутреннего” быта в жанровой системе оренбургских казаков исторически изменяется. Однако при всех модификациях вплоть до наших дней носителями традиции осознается функциональная разграниченность двух сфер музыкально-поэтического творчества, определяемая двумя составляющими жизненного уклада казаков – “войной” и “миром”. Как и в ряде других казачьих традиций, центральное место в системе песенных жанров оренбургских казаков принадлежит жанрам “внешнего быта”, концентрирующим в себе стилистические закономерности и исполнительские приемы, специфические для местного песнетворчества. По содержанию поэтических текстов это мужские лирические, лиро-эпические, исторические, военно-бытовые, баллады, а также песни с текстами литературного происхождения. В соответствии со своими структурными признаками названные жанры разделяются на три музыкально-стилевых слоя: 1) ранний, претворяющий закономерности традиционной крестьянской протяжной песни; 2) поздний, восходящий к стилю городской песенности; 3) поздний, связанный с разного рода “моторными” прообразами и поздней инструментальной музыкой (строевые).
Казачьи песни раннего музыкально-стилевого слоя являются художественно совершенным воплощением стиля традиционной протяжной песни. Помимо лирических, лиро-эпических и исторических песен “внешнего быта”, к стилевой группе протяжных принадлежат также былины, относящиеся к числу жанров “внутреннего быта” (в прошлом былины пелись мужчинами, а с течением времени стали исполняться и женщинами на свадебных пирах и беседах). Протяжные (в местной терминологии “долгие”, “старинные”, “первобытные”) помнят сейчас немногие казаки старшего поколения.
Тексты протяжных песен “внешнего быта” представляют собой тонические (двухударные девятисложники и трехударные тринадцатисложники) либо силлабические цезурированные стихи со структурой 5+5, 7+7 слогов, типичные и для традиционных жанров крестьянского песенного фольклора. Вместе с тем в мужских протяжных встречаются и поздние силлабо-тонические стихи со строением 8+7 слогов, распетые на основе структурных закономерностей песен раннего стилевого слоя. Протяжным песням свойственны два вида слоговых музыкально-ритмических форм. К первому относятся образцы со структурной равнозначностью стиха и напева, при которой поэтический текст сохраняет свое исходное строение. Второй вид слоговых музыкально-ритмических форм протяжных песен характеризуется ведущей ролью мелоса, под влиянием которого происходит структурная трансформация стиха. Как правило, на основе различных базисных ритмических моделей в этих случаях образуются вторичные структуры – обычно это цезурированные периоды стиха и напева.
Местонахождение: Российская Федерация, г.Оренбург, ул.Пролетарская, 24
Описание:
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Народно – певческую культуру оренбургских казаков можно рассматривать как определённый механизм культуры, состоящий из множества самых разноплановых компонентов. Это обряды и обычаи, рациональные знания и элементы культов, игры, посты, богослужения. Не представляет исключение в этом смысле и календарь оренбургских казаков, и именно зимние праздники позволяют нам увидеть многообразие его элементов. Любой большой церковный праздник или семейное торжество сопровождалось преображением всей будничной обстановки. Вообще к праздникам принято было готовиться заранее. Мужчины тщательно убирали двор, запасали дрова, кололи скотину на мясо, покупали водку и съестные припасы, отдавали мастерам поправить обувь, одежду или шили новое. Женщины-казачки убирали в избе, сенях, ставили на божницу праздничные иконы, зажигали лампадки, подновляли роспись на ставнях и наличниках, готовили праздничный стол. Во время праздника люди иначе обращались друг к другу (даже муж к жене), преобладали величания по имени-отчеству, менялось и содержание разговоров: о насущных делах старались не говорить.
После обильного угощения обычно выходили на улицу и с песнями под гармонь либо балалайку шли гулять. Надо сказать, что принимать гостей и сами ходить в гости могли только взрослые (женатые, замужние) члены семьи. Молодёжь в застольях не участвовала. Принято было отмечать праздники с родственниками или хорошими соседями и непременно полагалось в этот день навестить родителей.
Русский традиционный календарь, а вместе с ним и календарь оренбургских казаков носили по преимуществу аграрный характер. Все обряды и праздники календарного года имеют тенденцию группироваться в комплексы, приуроченные к основным поворотным моментам годового цикла: зимнему и летнему солнцестоянию, весеннему и осеннему равноденствию. Соответственно календарные праздники и обряды делились на четыре подцикла: зимние, весенние, осенние и летние. Каждый из этих малых (сезонных) подциклов связан с определённым этапом сельскохозяйственных работ. Зимние обряды были призваны обеспечить не только подготовку к новому урожаю, но и благополучие коллектива в течение года. Поэтому они менее конкретны, чем весенние или осенние, и в них актуализируются более общие идеи счастья и достатка. Основной темой весенних обрядов являлась подготовка к началу полевых работ. Летние обряды исследователи относят либо к весеннему комплексу, либо к осеннему. Обряды осени связаны с заботами об урожае.
Форма бытования: Первоначальная – аутентичная
Исключительность/Ценность:
Представляет несомненную ценность. Сохранение наследия в живом бытовании для традиционной культуры – явление особой значимости. Исполнители из сел Оренбургской области имеют аутентичное звучание, музыкальная традиция представлена различными жанрами, в том числе архаичными. Казачьи ансамбли является очагом традиционной культуры, который создаёт вокруг себя уникальную культурную среду. Песенные традиции Оренбургского казачества отражают значительный элемент традиционной народной культуры, и является достоянием мирового культурного наследия.
Риск исчезновения:
Риск исчезновения народно- певческой культуры казаков Оренбургской области может проявиться в вытеснении исконного казачьего фольклора псевдоказачьей песенной культурой.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: русская (казачья)
Ключевые слова: певческая культура
Техники исполнения ОНН:
Техника исполнения
Наименование: Ансамблевое пение
Описательные сведения:
Резюме:
Если говорить о песенной традиции оренбургских казаков как о целостной системе, то ее можно сравнить с теми традициями, где четко дифференцированы жанры мужские и женские. При этом в роли ядра, фокусирующего их ключевые признаки, выступают мужские жанры. Именно в них кристаллизуются два стилевых полюса, представленных протяжной и “моторной” строевой песнями. В рамках названных стилевых полюсов формируются ритмические, ладомелодические, тембровые, фактурные модели, воспринимаемые другими жанрами традиции и потому играющие в ней роль интегрирующих факторов.
Песенная традиция казаков Оренбургской области была обнаружена в результате фольклорной экспедиции ГБУК «ОМЦНТ» г.Оренбург.
Темы содержания ОНН:
Наименование темы: песенная культура
Сведения об обнаружении ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область
Дата обнаружения: 1984 г. и по настоящее время.
Сведения о формировании ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область
Дата формирования: 2013г.
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: текстовый материал
Количество,объем: 8-11