27 ноября, 2023
Чувашский свадебный обряд шыв çулě (хождение невесты за водой)
Чуваши считали большим несчастьем и грехом умереть незамужней или неженатым человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя свое продолжение — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его родители — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей.
Свадьба у чувашей состояла из множества элементов, последним из которых был обряд хождения невесты за водой — шыв çулĕ, который мог проводиться по-разному, в разных местах проживания чувашей[1].
В это время невеста уже называлась çĕнĕ çын (новый человек) и требовалось, чтобы дух воды не наслал на нее порчу. К роднику шли: невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова. Невеста (или родственница мужа) три раза набирала воду и три раза ведро опрокидывали. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с клецками (çĕнĕ çын салми) или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа[2].
Формы жанровых направлений ОНН:
Празднично-обрядовая.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN367
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО:
Бобрышева Мария Викторовна 1974 г.р.
Тип ответственности: Носитель.
Место работы/ Адрес:
Местонахождение: Российская Федерация, Оренбургская область, г. Медногорск.
Место бытования:
Российская Федерация, Оренбургская область, г. Медногорск.
Сведения об объекте (полное описание):
Как отмечает известный исследователь чувашской культуры Осипов Александр Аркадьевич, в своей работе “СВАДЬБА ВЕРХОВЫХ ЧУВАШЕЙ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРЯДА И МУЗЫКИ” — «…Хождение по воду имело ритуальное значение и являлось одним из завершающих действий церемонии. В большинстве традиций указанная часть обряда отделилась от приготовления çĕнĕ çын салми, стала исполняться в самом конце всего эпизода, выделившись в самостоятельный обряд. Необходимо учитывать и другую особенность его бытования: в низовой этнографической традиции, принося воду из источника, невеста поочерёдно угощала ею гостей. За водой она ходила к какому-либо дальнему источнику, к роднику или старому колодцу в овраге. Её сопровождали младшие сестры или братья жениха; если их не было ― жены старших братьев. С собой брали три деревянные кадушки чĕрес:две несла невеста, а одну сопровождающий. Придя к колодцу, воду набирали во все три ёмкости. Две первые невеста опрокидывала ногой, а третью ― руками.
Обычай расшифровывался следующим образом: «Говорят, что эти чирясы означают, первый мужу, второй жене, третий в долю детей». Во второй раз воду набирают и приносят для приготовления çĕн çын яшки. Девичью похлёбку невеста готовила сама, в некоторых традициях нанимала женщин, приехавших на проводы. «Когда немного выпьют, молодая варит похлёбку. Тесто для салмы месит сама. Если не сама, то просит своих подружек, одарив за это деньгами». Разжигая огонь, в очаг сыпали соль для очищения от злого духа хаяр. Ко времени приготовления похлёбки собирались гости. Заходя в дом, на карнизе ― «челе печи» над очагом ― оставляли монеты в качестве жертвы хĕртсурт, духу-смотрителю дома, обитающему на печи. «Гости, приходящие на угощение похлёбкой нового человека, всегда приносят гостинец и кладут его на чело печи. Деньги они жертвуют в долю новому хĕртсурт».
Считалось, что с новой хозяйкой в дом приходит новый домовой. Для кушанья похлёбки нового человека все гости собирались в шыльăк, подготовленный по этому случаю во дворе. Гости в определённом по статусу порядке усаживались за стол. Первым глава свадьбы, старший дружка, за ними посажёный отец и все остальные. В ритуале çĕн çын яшки, починали новую бочку пива и совершали обряд жертвоприношения чӳк, невеста наливала по кружке пива находящимся за столом. В ранних описаниях главные персонажи молились, стоя под лабазом, обратившись лицом к выходу. Молитву произносил уважаемый старец, знаток обычаев. В молитве призывались духи, окружающие данную местность, для того чтобы приняли жертвоприношение гостинцами и пивом на обряде. Произнося её, старец сбрызгивал пивом вокруг жбана, приглашая созываемых духов. В молитве хĕртсурт молодой приглашается в дом мужа.
Жилище, покидаемое домовым, по народному поверью, ждёт разорение и несчастье.
Молодая сноха угощала присутствующих пивом. Гости выпивали по три кружки, целовали, благодарили и благословили, поедая ритуальную похлёбку.
Главных персонажей поезда жениха и родителей невеста одаривала подарками, после чего производилось застольное моление. Родители жениха и близкие родственники преклонного возраста усаживались в застолье, им вручались кружки с пивом. Молодые и вместе с ними несколько женщин ― по всей очевидности, жёны старших братьев жениха — вставали на колени перед столом, наклонив головы, взявшись руками за ноги сидящих, и в таком положении слушали моление и благословение родителей.
Идентичный по форме исполнения ритуал благословения родителей приводится в другом описании: «Жених и невеста во время благословения своими родителями встают на колени, а головы преклоняют под стол, за которым сидят их родители».
В дом вводился дух хранителя, приводимый невестой. Со словами благословения родители жениха обращаются к снохе, передавая бразды правления новой хозяйке, одновременно определяя для себя статус стариков дома.
Привод собственного духа-хранителя невесты был необязательным. Она имела возможность принять хĕртсурт данного жилища, для чего полагалось испросить благополучное вхождение, принося жертву. «Заходя в дом, невеста кладёт на печь сурпан, масмак, семь копеек, проходит и усаживается в застолье». Обряд являлся инициацией невесты в новый род, в статус хозяйки дома. Он закреплял за ней новые функции, демонстрировавшиеся непосредственно в ритуале. «Встав с поклона, молодая принимается угощать пивом сидящих за столом». В приведённом пассаже невеста угощает пивом, сваренным её свекровью. Передача ритуала угощения пивом в руки невестки означала, что хозяйка этим знаком доверяла ей свои обязанности. Автор записи разъясняет содержание ритуала çĕн çын яшки: «Новый человек не выполняет никаких работ до тех пор, пока не сварит похлёбку нового человека. Только когда поедят похлёбку, она уже подходит к пище. Принимается черпать и подавать пиво, начинает выполнять работу»»[3].
Исключительность/ценность:
Перед свадьбой, чтобы дух воды не наслал на невесту порчу, к роднику шли: невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова. Невеста (или родственница мужа) три раза набирала воду и три раза выливала. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с клецками (çěнě çын салми) или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: чувашская
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): хождения невесты за водой, обряд, свадьба, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] В данном материале речь пойдёт о обряде, который практикуется в нескольких семьях, проживающих в городе Медногорске. Информацию об обряде рассказала сотрудница ДК «Металлург», у которой в семье есть соблюдающие данный обряд родственники.
[2] https://www.stud24.ru/history/chuvashskaya-svadba/17971-47574-page1.html
[3]https://marsu.ru/science/research_infrastructure/dissertation/avtoref/2019/Osipov/Osipov_AA-disser.pdf?ysclid=lpghhxidf9190838093