31 января, 2019
Фольклорный праздник «Льняные посиделки»
Описание:
Посиделки – это сбор крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, для россказней, забав и песен.
Посиделки начинались, когда с поля всё убрано, когда со льном управились и можно прясть. Обычно перед Казанской договаривались с хозяйкой, в Казанскую – была «вечерина», а дальше всю зиму, до самого Великого поста, когда 28 октября по старому стилю, отмечается память святой великомученицы Параскевы – Пятницы, покровительницы прядения и ткачества, были посиделки. Время это было предназначено, прежде всего, для работы. Нужно было успеть спрясть весь лён, т.к. с Великого поста в избах устанавливались кросна (ткацкие станки), начиналась другая работа, и посиделки прекращались. Работа была спокойная, привычная. Пряли тонко, чтобы во время Великого поста наткать полотна и нашить приданого себе уже на всю жизнь.
Лица, имеющие отношение к ОНН:
жительница г. Бугуруслана Н.А. Волкова [1]
Место бытования ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область, г. Бугуруслан.
Формы жанровых направлений ОНН:
Празднично-обрядовая культура.
ОНН зарегистрирован:
ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области», Номер: ORN249
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Сведения об особенностях ОНН:
Описание:
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «ЛЬНЯНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»
Цель мероприятия: знакомство гостей с искусством выращивания и обработки льна и конопли;
Форма проведения: фольклорный праздник
Оборудование:
— Фонограмма р.н.п. «В низенькой светелке», «Дуня – тонкопряха», «Ой, ты в поле лён», «Пряха» гр. Мельница.
— Иллюстрации на экране телевизора «Девушки за работой», «Трепало», «Процесс обработки льна»
— Прялка, гребень, образец льна
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Музыкальная заставка – «Пряха» гр. Мельница
На экране телевизора иллюстрация – «Девушки за работой»
На фоне музыки:
Ведущий 1: — На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод —
Говорили, песни пели.
И водили хоровод.
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Ведущий 2: — Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по — старинному посиделками называется.
— И посиделки не простые, а льняные. Но обо всем по порядку…
— Что же такое посиделки? Посиделки – это сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен. Собрания эти в разных местах носят разные названия: вечерницы (см.), вечереньки, досветки, оденки, супрядки, улицы, беседки.
Посиделки начинаются, когда с поля всё убрано, когда со льном управились и можно прясть. Обычно перед Казанской договариваются с хозяйкой, в Казанскую – вечерина, а дальше всю зиму, до самого Великого поста, – посиделки. Время это предназначено, прежде всего, для работы. Нужно успеть спрясть весь лён, т. к. с Великого поста в избах устанавливались кросна (ткацкие станки), начиналась другая работа, и посиделки прекращались. Работа спокойная, привычная. Пряли тонко, чтобы во время Великого поста наткать полотна и нашить приданого себе уже на всю жизнь. Руки сами выполняют нужные движения, а тем временем можно посудачить, а пришли женихи, то и кадриль станцевать можно или в игру веселую поиграть, можно песню спеть. Только играй-не играй, а две горсти льна за вечер надо спрясть, а то сраму не оберёшься.
— Вот, например какие песни пели…
Прослушивание песни «Дуня-тонкопряха»
Ведущий 3: — Почему же именно сегодня мы организовали наши посиделки? Сегодня, 28 октября по старому стилю, отмечается память святой — великомученицы Параскевы – Пятницы, покровительницы прядения и ткачества.
— Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, — пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески — Параскевой. Рано лишившись отца и матери, она приняла обет девства и стала заботиться о распространении христианской веры между своими согражданами-язычниками. Приведенная за это под суд к начальнику области, который предложил взять её в жёны, если она отречется от Христа, св. Параскева, еще совсем юная дева, “женскую слабость, отвергши”, дерзновенно отразила прельщения и угрозы мучителя, заставлявшего ее принести жертву идолам. Тогда св. исповедницу повесили на дереве и стали терзать ее тело железными гвоздями, жечь факелами и наконец, отрубили голову.
— Параскеву называли также льняницей, так как лён начинали мять со дня св. Пятницы – 28 октября по старому стилю.
— Всем этим и обусловлено то, что собрались мы на посиделки именно сегодня.
— Итак, пряли девушки из таких растений как лён и конопля. Одежда из конопли считалась в старые времена самой доступной, не дорогой. Льняную рубаху могли позволить себе зажиточные крестьяне.
— Сначала поведем разговор о льне…
Ведущий 1: — «Лён цвёл чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже ещё нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было так же полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён. – Все говорят, что я уродился на славу! – сказал лён. – Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!…», — писал некогда о льне Ганс Христиан Андерсен.
— О выращивании и уходе за льном пели такие песни…
Прослушивание песни «Ой, ты в поле лён»
Ведущий 1: — В русской деревне весь трудоемкий процесс выращивания и обработки льна и конопли лежал на плечах женщин. Что делали со льном после уборки с поля вы узнаете, посмотрев видеоролик, на котором экскурсию проводит сотрудник музея льна и бересты г. Мышкин Ярославской области.
Демонстрация видеоролика.
На экране изображение «Процесс обработки льна»
— Подведем итог. В сцене показаны несколько моментов ручной обработки льна: разламывание жесткой коры льна (костры) на деревянной мялке, трепание — первая очистка льняного волокна от разрушенной кострики и окончательная чистка кудели металлической щеткой или гребнем. В нашем музее представлены такой гребень, о котором говорил экскурсовод (показ) и щетинистая щетка, которую использовали для повторного очеса. Готовую кудель крепили к прялке и пряли нить, а после на ткацком станке изготавливали полотно.
— С коноплей работали почти также, т.е. подвергали трепанию и очесу.
— Вы можете посмотреть и подержать в руках льняную паклю, используемую в сантехнике. Также посмотрите на конопляную пасму (т.е. мятую, трепаную, чесанную нить, готовую для прядения)
Демонстрация образцов.
— И вот, после долгой и кропотливой работы у девушек были готовы такие изделия из льна и конопли, как:
Рушник (полотнище белой ткани, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, тесьмой, бахромой. Они использовались для праздничного убранства избы. Такие полотенца были необходимой частью девичьего приданного. В день свадьбы их использовали в качестве фаты.
Рубаха
— Потрогайте и сравните образцы льна и конопли. Чем они отличаются?
Демонстрация изделий
Ведущий 2: — Яркой нитью прошел лен через историю Российского государства, став неотъемлемой частью национальных традиций, культуры и искусства. Для предков лен был символом благополучия, здоровья и красоты. Льну посвящались песни, стихи и былины, забытые и живущие до наших дней, мотивы которых переплетались в домашнем убранстве и одеждах всех сословий.
— Например, Лариса Самойлова написала такое стихотворение о льне. Оно называется «Цветущий лён»
Чтение стихотворения.
Цветущий лён
Лазурной нежностью покрыт цветущий лён,
Как будто на поля спустилось небо!
Так сладкой грустью воздух напоён,
Что красит быль в причудливую небыль!
Склонились небеса к цветущим лепесткам.
Ревниво солнце в облаках укрылось,
Ушло за горизонт и, верно, там.
На тысячи подсолнухов разбилось!
— Также множество пословиц и поговорок о льне было придумано, например…
Хоть лён большого требует ухода, зато дает немало и дохода.
Языком льна не натреплешь
Лён любит поклон
Лён с ленью не ходит
Лён тем и силён, что всех одевает он
— Как думаете, что значат эти пословицы, чему учат? (беседа)
Ведущий 2: — Богато творческое наследие русского народа.… Прослушаем еще одну р. н. п. о девушке, занимающейся прядением.
Прослушивание песни «В низенькой светелке»
Ведущий 3: — На такой замечательной р.н.п. заканчиваются наши посиделки, посвященные прядению из льна и конопли…
— Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: «До свиданья!»
До счастливых новых встреч!»
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: русская
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): обряд, проводы весны , Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность празднования — Количество, объем: 1 день
_______________________________________________________________________________________________________________________
[1] Из воспоминаний жительницы г. Бугуруслана Н.А. Волковой