31 октября, 2021
Татарский обрядовый праздник « Боз озату» (проводы льда) в селе Новогафарово Саракташского района
«Боз озату» – весенний календарный обряд, в рамках которого проводятся различные ритуалы, связанные с мифологическими представлениями и верованиями татар. В настоящее время обряд бытует в модернизированной форме в некоторых селах и деревнях Оренбургской области, а также в Республике Татарстан.
Обряд «Боз озату» относится к тем календарным обрядам, проведение которых обусловлено природными факторами и не привязано к конкретным дням или датам. Время его проведения зависит от природно-климатических особенностей каждого года. «Боз озату» проводится в период, определяемый народно-мифологическим сознанием как период особо значимый для всей Вселенной, когда происходит обновление окружающего мира и пробуждение природы – окончание зимы, вскрытие льда на реках. Мероприятия, совершаемые в расположенных на берегах рек татарских деревнях в рамках ледохода, имеют праздничную окраску.
В зависимости от региона и этнической подгруппы татар обряд называется по-разному: боз озату, боз карау, боз багу, боз озатма, ташу карау, ташу озату, зинкитү. Несмотря на вариативность названия, характер и порядок проведения обряда едины для всех территорий, населенных татарами[1].
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая культура.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN316
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Якшибаева С.Д. Директор клуба села Новогафарово.
Тип ответственности: Исследователь
Место работы/ Адрес: МБУК ЦКС Саракташского района клуб села Новогафарово.
Российская Федерация, Оренбургская область, Саракташский район с. Новогафарово.
Место бытования: Российская Федерация, Оренбургская область, Саракташский район с. Новогафарово.
Сведения об объекте (полное описание): Традиционный татарский обрядовый праздник «Боз озату» (Проводы льда) проводится в селе Новогафарово апреле месяце.
По освященной веками традиции татарские населенные пункты располагались на берегах рек. Поэтому первый праздник — «весеннее торжество» для татар был связан с ледоходом. Называется этот праздник — «Проводы льда». Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители— от стариков до детей. Молодёжь шла наряженной, с гармонистами.
Праздник “Боз озату” символизировал пробуждение природы — окончание зимы, и весеннее обновление окружающего мира.
Начало праздника знаменовалось тем, что все жители, с песнями, под музыку, шли к берегу озера. Набрав воды, с вёдрами и коромыслом все проходили в подготовленную площадку, где и должно состояться начало обряда. По традиции, талой водой умывались, чтобы отступили все болезни и ненастья.
После умывания талой водой водили национальные игры, звучали песни, и стихи в исполнении детей. После торжественной части вся процессия брала курс на берег маленького озера, где и развертывалось само действо праздника. Дети, обращались к природе с просьбой об обильных весенних дождях и о богатом урожае, опускали на воду соломенные куклы. Затем, в казане, растапливали лед и этой водой умывались все желающие, чтобы с новой водой пришли бодрость духа, сила и красота, а болезни и неприятности ушли «как весенние воды». Водили вокруг костра хороводы, проводили конкурсы, угощали гостей чаем из самовара.
Этот обряд несколько отличается от того, который бытует в селах Татарстана. Например: Во время ледохода молодые люди на плывущих льдинах раскладывают и поджигают солому, при этом загадывают желание. Некоторые устраивают соревнования – чья льдина проплывет дальше или чей костер будет гореть дольше. Старшие сбрасывают в воду ырым бөтие (алама бөти) – ритуальный амулет/оберег в виде кулечка-лоскуточка, в котором на протяжении зимы «копилось» все плохое: болезни, неприятности, невзгоды; альтернативой данному амулету могут служить носовые платочки с завязанными узелками-пожеланиями. Также в некоторых регионах в день ледохода на берегу реки делают большое чучело из соломы. Каждый вечер на протяжении недели молодежь на этом месте проводит игрища. В последний день ледохода чучело рассыпают и жгут или ставят на одну из последних льдин и поджигают[2].
Исключительность/ценность:
Представляет ценность как элемент сохранения этнокультурных традиций татарского народа. Высокая духовность и нравственность, лежащие в основе традиционной культуры, направлены на воспитание здорового образа жизни населения, уважения к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: татарская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): Боз озату, весна, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.
СКАЧАТЬ
________________________________________________________________________________________
[1] https://tatcultresurs.ru/onkn/boz-ozatu-provody-lda
[2] https://tatcultresurs.ru/onkn/boz-ozatu-provody-lda