30 января, 2018
Святки
В селе Новосокулак Саракташского района существует обычай на старый Новый год 13 января с приходом вечера желающие наряжаются в костюмы сказочных персонажей (леший, баба-Яга, медведь), с собой берут зерно и крупы обязательно семь видов, конфеты, монеты и с веселыми песнями и прибаутками идут по улицам деревни, заходят в дома, славят хозяев и осыпают их зерном приговаривая:
Сею, вею, повеваю
С Новым годом поздравляем
Зароди вам Господь
Ржичку, пшеничку
Овсеца, просеца
Горошку на всю дорожку
Зароди гречку
Чтоб велись овечки
Здоровья, богатства
Семье желаем
Для этого сеем — посеваем
Хозяева угощают ряженых и ближе к полуночи все выходят на улицу разводят костер и бросают в него старые ненужные вещи тем самым изгоняют зло, нечистую силу. Водят хоровод вокруг костра и приговаривают:
Гори, гори ясно старые вещи забирайте несчастье
Новый год приходи счастье нам приноси!
Когда костер люди катают друг друга на санях всю ночь.
Место бытования ОНН:
Российская Федерация, Оренбургская область, Саракташский район,село Новосокулак.
Формы жанровых направлений ОНН:
Техники и технологии
ОНН зарегистрирован:
ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN221
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Белецкий В.Ю.
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
После введения григорианского календаря святки в Росии и странах СНГ приходятся на период с 7 по 19 января, и Новый год по старому стилю . Без него святки — не святки. Поэтому обязательно встречают 13 января Старый Новый год.
Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления.
Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий», и возбранено совершать священнодействие брака. Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
Однако, в народе считалось, что в святочные ночи всякая нечистая сила специально появляется, чтобы запугивать православных. Мертвецы, привидения, лешие, злые духи так и снуют по темным улицам, подстерегая очередную жертву. А тут очень кстати никто в эти ночи не спит. Девушки, озабоченные своей судьбой все ночи напролет гадают. То льют на воду растопленный воск, то бросят за ворота башмачок и смотрят, куда направлен его носок — в ту сторону и замуж отдадут. А то заберутся со свечкой и зеркалом в пустую баню, где никто им не помешает увидеть суженого, а там как раз самое опасное место, могут напасть лохматые “святочницы”. У молодых людей тоже ни минуты свободной: постараться так нарядиться, чтоб уж точно приняли за лешего, а то и исхитриться в баньке спрятаться, куда девушки гадать придут.
В самый разгар святочных увеселений праздновали Новый год (сейчас — Старый Новый год) Новогодний вечер называли Васильевым, в честь святого Василия Кесарийского. Его же называли Василием Щедрым, потому, видимо, что ни один праздничный стол по обилию угощений не мог сравниться с новогодним столом. По народному поверью “как встретишь год, так его и проведешь”, и уж тут прилагались все усилия, чтобы перещеголять соседей. В отличие от Рождества, которое считалось семейным праздником, на новогодний ужин приглашали гостей!
До 1918 года Новый год попадал на период святок, поэтому все народные новогодние приметы более применимы именно к старому Новому году. Люди верили, что если утром в день Нового года первой в дом придет женщина, то это неминуемо принесет несчастье, если мужчина — счастье. Если в день Нового года есть в доме деньги — весь год не будешь в них нуждаться, но только при условии, если никому не дашь взаймы. Кроме того, были известны и следующие приметы: «Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков». «Выпавший на Новый год снег или туман предвещает урожай». «Полная прорубь воды и туман на Новый год предвещают большой разлив». «Если в Новый год бывает ветер, к урожаю орехов». «Новый год к весне поворот». «Новый год — санки на ход». «Новый год первый час дня набирает».
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальный обряд является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Форма бытования: аутентичная
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ»,
Место действия: Оренбургская область,
Метод действия: Метод полевых исследований
Этнокультурная принадлежность: Русские
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Русский, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:Количество постановок- Количество,объем: Более 5