9 декабря, 2021
Рождественские обряды славян Оренбуржья
С основанием Оренбурга степи правобережья Урала начинают быстро заселяться российскими крестьянами, главным образом со Среднего Поволжья. Кроме того, были осуществлены меры по привлечению на новоприсоединенные земли офицеров-дворян, реализованные путем раздачи поместий. Это вызвало появление значительного числа помещиков из Центральной России, которые перевели в Оренбуржье значительное число своих крепостных крестьян. Согласно решению правительства, отставных солдат, ссыльных и осужденных на каторгу, вместо отправки в Сибирь стали направлять в Оренбургскую губернию. Городки и слободки по Исети заселили в большом количестве беглые крестьяне из центральных районов России.
Таким образом, почти с самого начала своего существования Оренбургская губерния была многонациональной по своему составу. Почти все население губернии являлось тогда сельским, а число городских жителей не превышало одного процента. Однако к концу XVIII века население губернии значительно возросло, насчитывая в 1795 году 707,596 тыс. человек (без учета казахского населения). Подобное состояние вещей, характеризующее национальный состав губернии, удерживалось практически до начала XX века, когда на основании Столыпинской реформ в Оренбурге появились выходцы из разных областей и краев Российской Империи.
Массовый приток поляков в Оренбургский край приходится на вторую половину XVIII века и связан с депортацией пленных польских конфедератов.
В первой половине XIX века Оренбургская губерния становится одним из мест ссылки революционеров, организаторов и участников массовых народных выступлений против самодержавия. Политическая ссылка была представлена и деятелями национально-освободительного движения Польши, участникам польских восстаний 1831–1863 годов.
В Оренбурге в 1839 году была организована походная католическая церковь для проведения в ней общественного служения. Священником был определен ксендз Зеленка. Вскоре, в 1844 году, по инициативе военного губернатора В.А. Обручева было начато строительство католического костела. 16 ноября 1847 года состоялось его освящение.
Процессы возрождения национального и религиозного самосознания, начавшиеся в 90-е годы XX века, коснулись и поляков Оренбуржья — появился «Центр польской культуры «Вавель» (рук. Лариса Леоновна Курзина).
С приездом в Оренбург католического священника из Польши Гжегожа Рукштелло возобновилась служба в римско-католическом Соборе Божьей Матери Лоретанской, началась реставрация собора. Первая месса в помещении храма состоялась в 1994 году на Пасху. 23 ноября 1997 года, в год 150-летнего юбилея, состоялось освящение восстановленного храма[1].
Многонациональная Оренбургская земля дала интересные Рождественские обряды славян Оренбуржья, которые мы представляем вашему вниманию. В этом материале мы рассмотрим обычаи русского и польского населения Оренбургского края, в частности: Старый Новый год и Сочельник.
Форма жанровых направлений ОНН: Празлнично-обрядовая
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Номер: ORN320
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, 24.
Информация об ответственности, относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН: Специалисты ГАУК «РЦРКОО».
Тип ответственности: Исследователи.
Место бытования: Российская Федерация, Оренбургская область, г. Оренбург.
Российская Федерация, Оренбургская область, Саракташский район, село Новосокулак.
Сведения об объекте (полное описание):
Старый Новый год
В селе Новосокулак Саракташского района существует обычай на старый Новый год 13 января с приходом вечера желающие наряжаются в костюмы сказочных персонажей (леший, баба-Яга, медведь), с собой берут зерно и крупы обязательно семь видов, конфеты, монеты и с веселыми песнями и прибаутками идут по улицам деревни, заходят в дома, славят хозяев и осыпают их зерном приговаривая:
Сею, вею, повеваю
С Новым годом поздравляем
Зароди вам Господь
Ржичку, пшеничку
Овсеца, просеца
Горошку на всю дорожку
Зароди гречку
Чтоб велись овечки
Здоровья, богатства
Семье желаем
Для этого сеем — посеваем
Хозяева угощают ряженых и ближе к полуночи все выходят на улицу разводят костер и бросают в него старые ненужные вещи тем самым изгоняют зло, нечистую силу. Водят хоровод вокруг костра и приговаривают:
Гори, гори ясно старые вещи забирайте несчастье
Новый год приходи счастье нам приноси!
Когда костер люди катают друг друга на санях всю ночь.
У поляков есть два праздника, считающиеся самыми светлыми в году. Это Рождество и Пасха. Рождество традиционно считается праздником семейным. Празднуют его обычно в кругу близких людей. Рождество богато красками так же, как богато оно традициями. Некоторые традиции берут своё начало ещё в Ветхом завете.
Вигилия (Wigilia — Сочельник)
Праздник начинается с оформлением дома или квартиры. Самым важным украшением, без которого сложно представить праздник Рождества считается – елка. Первые елки появились в Польше в XIX веке, поэтому наряжать елки одна из самых молодых праздничных традиций. С тех времен обычай наряжать к Рождеству елку распространился по всей Польше. Эту традицию соблюдают и наши поляки. До этого польские дома украшались ветками вечнозеленых хвойных деревьев, снопами сена и соломами. По старинному поверью они несли богатый урожай и достаток в дом. В некоторых домах принялся также обычай класть под скатерть деньги, а после ужина в Сочельник — класть в кошелек рыбьи чешуйки или кости. Всё это должно обеспечить семье богатство и благополучие в наступающем году. На стол обязательно ставят дополнительный прибор для случайного гостя или одинокого путника, если таковой заглянет на огонек. Пустая тарелка — это также память о близких, которых уже нет с нами.
К рождественскому столу садятся после того, как на небе загорится первая звезда. Дети, пристально вглядываясь в ночное небо, ждут появления на нём этого маленького огонька, который возвещает о рождении Спасителя. Вигилийным ужином заканчивается предваряющий праздник пост. В том числе поэтому блюда на столе ещё постные. Но за стол люди садятся только по возвращении из храма, с божественной литургии и после преломления оплатка.
Вигилию открывает великолепный миндальный суп, льняной или рыбный, смотря как было заведено в доме. Также традиционны красный борщ и грибной суп. Они и сейчас – самые частые гости на польском вигилийном столе. Маковый рулет был и остаётся популярнейшим вигилийным блюдом. Нельзя было обойтись и без бигоса с горохом по-старопольски и кутьи, традиционной для восточных регионов Польши. В целом блюда на столе должны быть приготовлены из всего, что уродилось в прошлом году на полях, в воде и в лесу.
Кроме того, блюда носят не только вкусовую, но и определённую смысловую нагрузку.
Мак присутствует на столе в обязательном порядке, так как считается, что он принесёт хороший урожай и умиротворение. Он входит в состав кутьи. Кроме мака в ней пшеница – символ жизни и роста, мёд – символ сладости, чистоты и победы добра над злом. А ещё кутья – это символ единения живых с ушедшими. Если не было кутьи, то продукты эти всё равно на столе должны быть, но по отдельности или в составе других угощений. Также смыслом обладает бигос с горохом. Капуста и горох всегда были символами силы и здоровья.
Ужин состоит исключительно из постных блюд. По традиций кушаний на столе должно быть ровно 12, по числу месяцев в году, или по числу апостолов. Во всяком случае, сколько бы кушаний ни было, каждое из них нужно хотя бы попробовать. Этот старинный обряд начинается пением колядок. Вечер в день Сочельника завершается в торжественном богослужении, начинающемся в полночь.
Исключительность/ценность:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальная традиция является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Тип действия: исследование
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: русская, польская
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): старый новый год, сочельник, Оренбургская область
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиции: непосредственная коммуникация
Сведения об объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Длительность изготовления – Количество, объём: несколько дней.
Скачать
_________________________________________________________________________________________
[1] http://www.orenburg-gov.ru/Info/OrbRegion/Population/Traditions/Poles/