13 июля, 2017
Родительский дом — кухня (обычаи и предания станицы Болдырево – часть 1)
Описание:
В отечественной истории много удивительных фактов и событий, требующих изучения и познания и среди них есть один, менее изученный, но полный загадок, который требует тщательного изучения – это история казачества.
История казачества напоминает то античную трагедию, то авантюрный роман, то волшебную сказку о людях сильных духом, смелых и храбрых воинах, которые не жалея своей жизни защищали наше Отечество[1].
Современный населенный пункт Болдырево Ташлинского района по своей сути старинное поселение. Однако миграция населения, интенсивные исторические процессы способствовали тому, что в настоящее время старые казачьи семьи — первооснователи, не доминируют численно среди остального населения.
Однако память о основании, первопоселенцах и их происхождении сохраняется в этом поселении до настоящего времени.
Коренные казачьи семьи носят название – “корни”. Согласно информации, полученной от местных респондентов, первые группы казаков происходят от атамана Болдыря, по происхождению – самарского городского казака. Он и его соратники поселились на заросшем кустарнике островке – центре сегодняшнего Болдырево, основав, таким образом, казачий форпост.
Согласно информации из р.ц. Ташла – Болдырево было основано крещенными мусульманами, которые звались “по-уличному” болдырями.
Интересно отметить, что сами информаторы из Болдырева не поддерживают эту версию, считая ее не совсем отвечающей интересам данной группы.
Народные предания сохранили интересные сведения о традициях и обычаях, которые почти затерялись в песках времени – в частности о постройке т. назв. «Родительского дома».
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область, Ташлинский район, село Болдырево.
Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN213
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Белецкий В.Ю.
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
Наиболее распространённым типом жилища казаков был бревенчатый дом-пятистенок, построенный из сосновых или лиственнических брёвен и крытый тёсом. Типичный казачий дом на Урале – это так называемая связь: две комнаты, соединённые холодными сенями. Одна из них (кухня) называется избою, а другая (чистая) – горницей. Связи располагались таким образом, чтобы часть окон обязательно выходили на улицу. Вход в дом – через сени, откуда одна дверь вела в горницу, вторая в избу, а третья – в холодный чулан, где хранились сундуки с имуществом, съестные припасы и всякая хозяйственная мелочь.
В своём труде «История казачества» А.А. Гордеев (потомственный донской казак, полковник, белоэмигрант, историк) оставил описание бытовой жизни… казачества. Дома казаков почти исключительно деревянные. Материалом для постройки служили сосновые, лиственные и частью березовые бревна; обожженный кирпич для печей и дикий камень для фундамента. О казачьих домах нужно заметить, что они как у зажиточных, так и у бедных, к чести их обладателей, внутри и во дворе содержались довольно опрятно, и везде видно стремление к чистоте и порядку; в гигиеническом же отношении они далеко оставляют за собой дома крестьян и большинства мещан, живущих в городах. Почти перед каждым домом красовались простые деревья и ягодные кусты[2].
Огороды обыкновенно устраивались возле реки и очень редко около домов, что делалось с целью избавить себя от излишнего труда при поливке растений. Огораживаются они обыкновенно плетнем и редко жердями.
Усадьбы казаков обычно огораживались глухими высокими заборами с плотно закрытыми воротами, что подчеркивало замкнутость казачьего быта. Нередко дом размещался в глубине двора или был повернут к улице глухой стороной[3].
Усадьбы средних и богатых казаков отличались сравнительно большими размерами двора, несколько задних дворов). Хозяйственные постройки чаще всего сооружались из местных строительных материалов.
Когда родители были в преклонном возрасте, для них строили во дворе отдельную кухню – однокамерное жилое помещение.
В структурном плане кухня представляла дом, засыпной или саманный с небольшой верандой, однокамерного типа.
Помещения для пожилых родителей постепенно превращались в летние кухни, проживание в которых уже не носило поло-возрастного принципа.
В настоящее время к цветовой гамме жилища не предъявляются особенные требования, однако цвет пола непременно должен быть коричневого цвета, двери и косяки внутри помещения – белого.
Иконы занимали видное место в “кухне”. Согласно традиции предпочитали иконы в старой манере исполнения.
Непременным атрибутом была лампада, масло которой считалось лечебным и применялось для лечения различного рода болезней.
Пол застилали самодельными половиками, от порога внутрь избы.
Какой-либо стратификации мебели респонденты не помнят, однако отмечают, что были почетные и менее почетные места.
Интерьер избы обеспеченных казаков отличался подчеркнутой декоративностью. Стены казачьей избы украшали оружием и конской сбруей, картинками с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи.
Большое значение уделялось подворью, причем подворье до сих пор делится на внешнее и внутреннее, разделенное между собой сеткой или низким забором.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальный обряд является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Сведения об особенностях ООН:
Исключительность/ценность:
Форма бытования: аутентичная
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ»,
Место действия: Оренбургская область,
Метод действия: Метод полевых исследований
Этнокультурная принадлежность: Казаки
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Казачий, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок- Количество,объем: Более 5
[1] http://www.microarticles.ru/article/podrobno-yralskih-kazakah.html
[2]http://cossacksculture.mgutm.ru/kultura/kazachij-byt/byt-orenburgskikh-kazakov
[3] http://www.microarticles.ru/article/podrobno-yralskih-kazakah.html