26 июля, 2024
Обычаи казаков села Иртек
Казачество – наиболее сильная и активная часть русского народа, первопроходцы и вечные защитники земли, народа и традиций Руси. От древних стен Азова до современности, через лишения и испытания пронесли свою самобытную и колоритную культуру кубанские, запорожские, донские, уральские казаки и сделали ее неотъемлемой частью великой культуры России. До нас дошли лишь отголоски мощной культуры казачества.
Что-то сохранилось в быту по сей день, что-то известно по летописям, легендам, песням и преданиям, а что-то утеряно безвозвратно. Но основополагающие принципы существования казачества известны своим богатством и разнообразием.
Иртек — село в Ташлинском районе Оренбургской области в составе Болдыревского сельсовета.
Располагается на левом берегу реки Иртек примерно в 27 км к югу от районного центра села Ташла и в 170 км к западу от Оренбурга.
Постоянное население составляло 269 человек в 2002 году (русские 76 %)[1].
Станица Иртецкая входила в 1-й Уральский военный отдел Уральского казачьего войска. В целом, казачья культура Иртека была богатой, как в духовном, так и материальном плане. Ее элементы до сих пор используются для воспитания подрастающего поколения.
Формы жанровых направлений ОНН:
Празднично-обрядовая.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN382
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 31а.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Ежелова Д.Я.
Тип ответственности: Носитель.
Место работы/ Адрес:
Местонахождение: Российская Федерация, Оренбургская область, Ташлинский район, село Иртек.
Место бытования:
Российская Федерация, Оренбургская область, Ташлинский район, село Иртек.
Сведения об объекте (полное описание):
Современный населенный пункт Иртек изначально был казачьим поселением. Согласно информации респондента Ежеловой Д.Я. казаки данного поселения отличались трудолюбием, для них была присуща групповая солидарность.
Детей в семье много не было – 3-4 человека. Власть в семье принадлежала мужчине. Его уважительно называли – сам.
Повседневная одежда была простая и фактически не отличалась от повседневной русской крестьянской одежды.
Непременным атрибутом мужской одежды была косоворотка, которую изготовляли дома. Иногда, женщины практиковали портняжное дело на локальное сообщество и зарабатывали таким образом деньги. Самодельные ткани ткали на станках, однако не все его имели.
Куклы для детей изготавливали из обрывков тряпок, пришивались конечности, химическим карандашом рисовали рот и глаза.
Большое значение имела церковь. Имена детям давали по святцам. Имя давал священник, за это его одаривали одним из больших караваев, которые для этого привозили в церковь и освящали.
Родословные считались до 7-го колена, родственников чтили, обращали к ним с уважением и почтением. Соседей звали шабры Клички (уличные) имели не казачье население (ср.Феодосья — Фешка), у казаков кличек не было.
Подворье всегда было ориентировано на юг. Хозяйство – лошадь и 2-3 коровы. Ворота, из хорошего теса, деревянные, были символом достатка хозяев.
Молоко не сепарировали, его заливали в глиняные кубатки, оно отстаивалось, а позже ставилось в печь, прожаривалось и получался каймак — излюбленное лакомство казаков.
Во дворе обязательно присутствовало развесистое дерево – на него вешали глиняные кубатки и прочую утварь. Чем больше было горшков на дереве, тем зажиточнее считался хозяин.
На подворье выделялся баз — там содержали скот. Для пожилых родителей во дворе строили келью, обмазанную однокамерную избушку.
Если во дворе строили дом (однокамерный) для молодых, то он носит название – кухня.
В 1905 году село Иртек сгорело. Тогда оно насчитывало 800 дворов. Казаки копали землянки, обладывали их деревом или тростником и обмазывали глиной.
Пища казаков была традиционной – каймак из молока, килое молоко (сквашенное), каши. Чай не пили, вместо него делали квасы, в больших кувшинах, которые носили название полифлетных, и имели емкость – 2-3 ведра. Квас хранили в погребах, обкладывая кувшин льдом.
Большое значение имело собирательство ягод — ежевики, терна. Их хранили в дубовых кадках без воды, под гнетом-прессом, который представлял собой большой камень-голыш и назывался гнеток.
Солили арбузы, из них также варили мед. Молодежь устраивала по праздникам гулянья, однако они всегда предварялись посещением церкви.
Дети играли в разнообразные игры, наиболее распространной были: “чижик” — на круглую палочку накатывали маленькие деревянные обрубки и били битой, кто дальше; “клен” — чурка и 2 бабки, игра напоминала современные бабки; “лапта” — представляла собой игру в мяч, скатанный из шерсти скота.
Строительство дома всегда было для казаков определенным священнодействием. Вначале выкапывали канаву, в нее ложили плетняк с плоскими камнями. Потом, сверху ложили камни, 5 рядов проложат, потом кустарник — чилигу. Таким образом, готовили стены. Позже ставили крышу. После всего этого стены обмазывали соломой с глиной. Для приготовления этой обмазочной смеси готовили круг, который крутили кони.
После всего этого настилали полы, сначала лаги на кирпичах (жженых, не сырцовых), потом прибивались доски. Рыли погреб, который накрывали балками и листами. Иногда над погребом делали надстройку – погребку. Ладу — верх погреба открывали для проветривания.
Зимой в погребе лед накрывали соломой, погреб выкладывали плетняком. Осенью не растаявший лед убирали, весной снова забивали.
В избе ставили русскую печь, но в ней никогда не парились, топили кизяком. Основные элементы печи были — под, припечник, топка.
Баня — каменка, была непременным элементом каждого подворья. Различалась по способу топки, если имела трубу, то пошло название белой, если котел с топкой без трубы, то называлась черной.
По отношению к бане существовали определенные ограничения – после 12.00 ночи купаться в ней запрещалось.
Большое значение имела личная гигиена, деревянные полы мыли, деревянные столы, стены и лавки скоблили.
На расстоянии 3-4 верст от села хлеб не сеяли, там были пастбища.
Для зимовки скота в лесу строили плетеные постройки. Подобного типа постройки были и во дворах.
В свободное от работы время, особенно на Новый год молодежь гадала.
Приносили с насеста курицу и кидали ей пшено и ставили воду. Если клюет – значит, жених будет богатый. Если пьет воду, то бедный.
Садились на кочергу, куда она поедет, оттуда будет суженый.
Гадали по зеркалу, если лицо в темноте видно – то свекровь будет молодая.
Кидали валенки за ворота, в какую сторону упадет, оттуда будет и жених.
Исключительность/ценность:
Обычаи и традиции казаков являются сами по себе уникальным объектом нематериального наследия, хранящим в себе богатую историю, уникальные знания и традиции. Это дает возможность каждому участнику проникнуться шармом и загадками прошлого, почувствовать связь с предками и заглянуть в будущее, удивляясь его таинственным намекам и возможностям.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: казачья.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): Обычаи, казаки, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Иртек_(село)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________