25 июля, 2023
Мордовский старинный обряд «Позярки» (Встреча весны)
Весенний цикл праздников у мордвы богат обычаями. Это объясняется тем, что первооснова всех календарных обрядов — труд древнего земледельца, а весна и лето — самый важный период для сельских жителей. Именно в это время совершаются главные работы земледельца — вспашка поля, посев, высадка рассады, от которой зависело благополучие всей жизни общины в течение года.
В весенних праздниках особенно отчетливо прослеживаются два пласта: дохристианский и православный. Языческие моления мордвы, сохранявшиеся вплоть до начала ХХ века, постепенно сгруппировались вокруг крупных христианских праздников. Весенний цикл начинался с призыва тепла, солнца, теплого ветра. для этого выпекались из теста жаворонки или ласточки, с которыми дети поднимались на крыши домов и пели веснянки.
Рассмотрев тексты позярок, мы увидим, что их воспевает весенний день (красное солнышко, греющее землю и пробуждающее все живое — показывается в виде яичного желтка; пение соловушки, который является неизменным вестником весны и т. д.).
Говоря о музыкальном анализе этих песен, то можно заметить, что они очень схожи с Тундонь редямат морот (песнями примет весны) интервальным составом и соотношениями, возникающими внутри произведения. Позярки в музыкальном плане построены по типовой формуле с небольшими импровизационными изменениями. Отличительная же черта их от всех других песен заключается в том, что вначале каждой строфы повторяется одно и тоже несмыслонесущее слово — позяра, и в конце не всегда появляются унисоны, что мало свойственно для эрзянского музыкального народного творчества[1].
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN358
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Народный мордовский ансамбль «Лейне», Детский этнографический ансамбль «Наряд» (коллектив спутник).
Участники ансамбля:
Вдовина Зинаида Ивановна
Мажаева Валентина Александровна (хормейстер)
Пашуткина Татьяна Николаевна
Мажаева Людмила Евгеньевна
Кузякова Надежда Михайловна
Прыгунова Людмила Михайловна
Горбунова Надежда Павловна
Тотмакова Татьяна Николаевна
Мажаев Вячеслав Николаевич (руководитель)
Вдовин Анатолий Михайлович (балалайка)
Тип ответственности: Носители
Место работы/ Адрес:
Местонахождение: Российская Федерация, Оренбургская область, Абдулинский район, село Малый Сурмет.
Место бытования:
Российская Федерация, Оренбургская область, Абдулинский район, село Малый Сурмет.
Сведения об объекте (полное описание):
«Позярат» в мордовских селах пелись в период от масленицы до пасхи молодежью. Излюбленным местом пения «Позярок», был берег реки. В прошлом такие песни посвящались мордовской богине Ведьаве (Ведь-вода, ава –женщина), обитавшей, по воззрениям мордвы, в воде[2].
Звучала старинная мордовская мелодия. Голоса птиц. Участники обряда с веточками вербы исполняли хороводную, обрядовую песню — заклинания «Кува содави, тундонь чись?» (Как узнается весенний день?).
- Кува содави тундонь чись? Как узнается весенний день? Кува редяви тундонь чись? Как примечается весенний день?
- Сы латкова – луткова, Идет по оврагам- рытвинам, Кавто пандо юткова. Между двух пригорок.
- Тия содави тундонь чись, Так узнается весенний день, Сия редяви тундонь чись. Так примечается весенний день.
- Латкне пешкедить веднеде, Овраги-рытвины наполнятся водой, Пандо прят штатыть ловнеде. Вершины гор освободятся от снега.
- Кукот кукордыть – жалувить , Кукушки кукуют жалобно, Цёковт цёкордыть – радувить. Соловьи поют радуются.
Цёковт цёкордыть радувить.
Участники выстраивались в две шеренги, изображая Вербный обряд пожеланиями здоровья и благополучия.
Исполнялась обрядовая песня — диалог с вербой.
- Эрьба хрест, Эрьба хрест. 1.Вербой, хлещем, Вербой хлещем,
- Игнечинень каст!, каст 2.На Великую Пасху расти, расти.
- Эрьба хрест, Эрьба хрест. 3.Вербой, хлещем, Вербой хлещем,
- Шумбрачине макст!, макст 4.Здоровья крепкого дай, дай.
Все участники обряда выстраивались на берегу реки, где исполняют весенние заклички –Позярки.
Позяра, Позяра! Позяра,Позяра!
Вай, Позяра! Позяра!
Позяра! Пандо боксо лов солы! Позяра! На горе снег тает!
Позяра! Ловонть ведь чуди! Позяра! Под снегом вода бежит!
Позяра! Веденть ланга эй уи! Позяра! По воде лед плывет!
Позяра! Эенть лангсо авине! Позяра! На льдине женщина плывет!
Позяра! Аванть кедьсэ пакшине! Позяра! У женщины на руках ребенок!
Позяра! Пакшанть кедьсэ блидине! Позяра! У ребенка на руках блюдце!
Позяра! Блидинесэнть Мазы ал! Позяра! В блюдце красивое яйцо!
Позяра! Алонть потсо ашине! Позяра! В яйце белок!
Позяра! Ашинесэнть тюжине! Позяра! В белке – желток!
Позяра! Тюжинесэнть Инечи! Позяра! В желтке Великая Пасха! Позяра, Позяра! Позяра,Позяра!
Вай, Позяра! Позяра!
Вай, верьга, верьга, Высоко по небу, Ливить яксяргот. Утки дикие летят. Седеяк верьга,Еще выше уток, Ливтить идем каргт. Журавли летят….
Исключительность/ценность:
«Позярат» в мордовских селах пелись в период от масленицы до пасхи исключительно молодежью. Излюбленным местом пения «Позярок», был берег реки. В прошлом такие песни посвящались мордовской богине Ведьаве (Богине Воды).
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: мордва эрзя.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): Ведьава, позярат, песня, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.
Скачать
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
https://m.ok.ru/group/52892122415300/topic/152904245011396?ysclid=lk6d6ove31345167941