30 сентября, 2013
Казачья свадьба
Описание: Свадебный обряд в духовной культуре Оренбургского казачества занимает центральное положение как по сохранности элементов, так и по объему обрядово-ритуальных действий. Как и в любой другой этнической культуре, свадьба казаков имеет свои хронотопные особенности, продолжая одновременно с ними определённую традицию, точнее, возвращаясь к ней в ходе своей эволюции.
Свадьбы в казачьем войске проводили зимой и реже весной. Это было связано с сезонными полевыми работами. Традиционная свадебная обрядность сохранялась во всех казачьих районах, хотя к началу ХХ века наблюдалось отмирание некоторых её звеньев, определённое упрощение ритуала. Не только в разных местностях, но и в различных селениях имели место локальные особенности свадьбы.
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область, Беляевский район, с. Крючковка
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично – обрядовая культура – обряды
ОНН зарегистрирован: ГБУК «ОМЦНТ», Номер: ORN041
Полное наименование: Областной методический центр народного творчества
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Полное наименование: Оренбургский методический центр народного творчества
Наименование ОНН: Казачья свадьба
Язык наименования: rus.
Сведения, относящиеся к наименованию:
Форма выражения ОНН: Обряд
Современное место бытования ОНН:
Оренбургская область, Беляевский район, с. Крючковка
Полное наименование: МБУ «Беляевская централизованная клубная система»
Адрес: с. Беляевка, ул. Ленинская 42 В
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Коваленко О.И. (1932 г.р.) Лиходеева А.Г. (1928 г.р.)
Тип ответственности: носитель
ФИО: Рыженкова Е.В.
Демченкова З.Е.
Тип ответственности: Исследователь
Место работы/ Адрес: СДК с. Крючковка, с. Крючковка, ул. Центральная
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: МБУ «Беляевская централизованная клубная система»
Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение
Местонахождение: с. Беляевка, ул. Ленинская 42 В
Сведения об особенностях ОНН:
Форма бытования: Первоначально — аутентичная, сейчас восстановленная и вторичная, сценическая
Исключительность/Ценность: Свадебный обряд несёт в себе значительный элемент традиционной народной культуры и является достоянием мирового культурного наследия
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение, популяризация
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Метод действия: исследование
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: Русская
Ключевые слова: казачья свадьба, платок, рушник, дружка
Техники исполнения ОНН:
Описательные сведения:
Свадьбы в основном играли на праздник «Красной горки», или после Рождества. Летом — редко. Гуляло на свадьбе как правило всё село. Мы взяли один из случаев знакомства (близкого) будущих молодожёнов. Происходило это на вечёрках, где собиралась молодёжь вечерами зимними. На вечёрках пели песни, танцевали, играли. Слова песни «Вечёрки» записаны со слов О.И. Коваленко. Под эту песню молодые люди приплясывали играли в игру «Голубки». При повороте головы в одну сторону, парень и девушка считались женихом и невестой (наверное в шутку, но часто выходило в серьёз). Невеста перед свадьбой, должна плакать, прощаясь со своим девичеством, подругами, родителями, с родным домом. Через несколько месяцев приходили сваты. Эту роль исполняет дружка. Подруги нахваливали невесту, и высмеивали дружку. Делалось это для веселья. Песню «Друженька» записана со слов Лиходеевой А.Г.
В день свадьбы наряжали плачущую невесту. Надевая на неё свадебный наряд пели грустную песню, под которую рыдали все присутствующие женщины. Песню «Ласточка» записали со слов Лиходеевой А.Г. Невесту до поры накрывали платком.
По приезду поезда жениха, начиналось молодёжное веселье. Танцевали «Кадриль». В этой постановке «Кадриль» произвольная, её танцевали и на свадьбы, и на вечорки, и на других увеселительных молодёжных посиделках.
Сторона жениха прибывала всегда с подарками. Родителям, братьям и сёстрам невесты дарили подарки побогаче, а девчатам подружкам попроще. Но обязательно одаривали всех.
Песню «Ой, грянул гром» записали со слов О.И. Коваленко, под эту песню выводили невесту к жениху. Сначала предлагая ему других (подсадных) невест, от которых жених отказывается. В конце песни выводят настоящую невесту, и перед женихом снимают с неё платок, в знак полного доверия жениху.
Далее молодых благословляли.
В назначенный день «поезда» к венцу невесту провожали ее подруги, а жениха — его хорошие приятели и знакомые. В церковь отправлялись в санях (зимой), повозках или на верховых лошадях. Невеста отправлялась в церковь в сопровождении старшей дружки и свах, а жених в сопровождении своего дружки и поддружьев, и он едет отдельно от нее. Проводив свадебный «поезд», родители невесты отправляли в дом жениха приданое.
Молодых вводили в храм в торжественной процессии. Над ними молились и их благословляли. Они слушали слово Божие. Их венчали венцами славы Божией, как наследников вечной жизни Его Царства. Они завершали свой брак также, как завершались и все таинства: совместным принятием Святого Причастия.
После венчания невеста ехала в повозке с близкими своими приятельницами; позади нее сидели мать и сваха, последняя должна иметь кольца на всех пальцах. Во время поезда мать и сваха закрывали молодую полотенцем, чтобы нечистый глаз не испортил ее. За повозкой ехал жених, после него тянулись в несколько рядов вершники, и один из них держал на длинном шесте вместо знамени, полосатую плахту (юбку).
Из православной церкви новобрачные ехали в дом молодого мужа. При въезде их во двор приглашённые на «пир» гости-казаки стреляли из ружей. Считалось, что ружейный «гром» отпугивал нечистую силу. Перед крыльцом молодожёнов осыпали отборной пшеницей — «чтобы будущая жизнь их была в полном достатке».
В доме мужа молодой жене заплетали две косы и покрывали голову бабьим головным убором. «Пир» продолжался весь день. Вечером свахи, тысяцкий или дружки-казачки отводили молодых спать, а утром они же будили их и вели в баню мыться. До обеда гуляние шло в доме мужа, а затем все ехали к тёще на «пир» или «блинный стол», «на блины». Это было последним моментом обрядовой стороны праздника, далее начиналась уже настоящая гулянка. Из дома тёщи ехали пировать к родственникам невесты, начиналась так называемая «подворня».
На следующий день в доме новобрачных устраивался «похмельный стол» с выпивкой и закуской, после которого отправлялись в гости к родственникам жениха. «Гульба» продолжалась несколько дней. Нигде так много не выпивалось спиртного, как на свадьбе: на скромной свадьбе — от 10 до 15 ведер, на богатой — от 20 до 40.
Иногда свадебные гуляния заканчивались только в следующее после венчания воскресенье. В завершение гуляний свадьбу «тушили» — выходили за ворота и устраивали костёр из большой кучи соломы, вокруг него плясали, пели песни и частушки; это считалось финалом: «свадьба сгорела», огонь тушили и шли в дом «угощаться».
Однако, казаки всегда помнили, что таинство брака (венчание) не совершается по вторникам и четвергам (накануне среды и пятницы), ибо предстоящая ночь постная. Тогда не представляется возможным организация застолья. По этой же причине не совершается венчание в субботу, ибо эта ночь на воскресение посвящена Богу. Обычно венчание совершали в пятницу, после чего могли праздновать свадебное застолье несколько дней подряд. Таинство брака (венчание) не совершается в Великопостный период, начиная с мясопустной субботы, в течение сырной седмицы, самого Великого поста и последующей светлой Пасхальной седмицы. Также венчания не совершаются: в Петровом посту с 12 (25) июня по 29 июня (12 июля); во время Успенского поста с 31 июля (13 августа) по 15 (28) августа; в Рождественский пост и на Святках с 12 (25) ноября по 7 (20) января. Кроме того, браковенчание не совершаются накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников и в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня — 14 (27) сентября.
Аннотация:
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Народные гуляния, обрядовые действия, песни, пляски и другие элементы жителей села
Формы фиксации ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Проведение обряда свадьбы (предсвадебья)
Количество,объем: