25 апреля, 2023
«Забивание кола» как элемент свадебного обряда села Петрохерсонец Грачёвского района
«….Обряд забивания кола распространен на всей территории Кубани, но при этом становится очевидным и большое количество разногласий в описаниях обряда, имеющих несколько вариантов. В первую очередь они касаются места забивания кола. В станице Темижбекской утром третьего дня свадьбы рубили кур и готовили лапшу. «…К обеду они сварять, управятся, и тогда уже на лапшу. И тогда опять до вечера, а может и до ночи сидять…».
Ближе к вечеру в этот день «забивали кол». Его выстругивали мужчины и вбивали рядом с воротами.
В статье «Свадебные обряды и фольклор» С. А. Жигановой отмечено забивание кола на пороге дома.
В другом варианте кубанской свадьбы кол забивают рядом с печью, сам рассказчик, будучи ребенком, подливал воду в основание кола на глиняный пол хаты.
Третий вариант предполагал забивание кола «в воротах/калитке», причем в символически значимой точке — в «глухом углу»….»[1].
Село Петрохерсонец было основано переселенцами из Херсонщины. Поэтому некоторые обряды, зарожденные на Кубане, имели место и на территории прежнего проживания жителей села Петрохерсонец и прочно вошли в сегодняшнюю их жизнь на территории Оренбургского края.
Наибольший интерес представляет обряд «Забивание кола» проводимый в последний день свадьбы.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN352
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Горяйнова Е.
Тип ответственности: Исследователь
Место работы/ Адрес:
Местонахождение: Российская Федерация, Оренбургская область, Грачёвский район, село Петрохерсонец.
Место бытования: Российская Федерация, Оренбургская область, Грачёвский район, село Петрохерсонец.
Сведения об объекте (полное описание):
Обряд «Забивание кола» проводился в последний день свадьбы, когда в семье женили последнего ребенка и на третий день свадьбы отец забивал перед воротами или порогом кол. Это означало конец свадьбы, и говорило о том что, в этом дворе женить (выдавать замуж) некого.
Отец семейства выкапывал у ворот в меру глубокую яму, жених и невеста наполняли яму водой, а посредине в яме теща и свекровь забивали кол, что символизировало укрепление семейной жизни молодых. Во все стороны летела грязная вода, символизируя оберег молодоженов от приближения недоброжелателей, т.е. подойдешь с недобрыми намерениями — будешь в грязи.
Из рассказа старожил нашего села известно, что некоторые нюансы этого обряда не прижились в наше время. Например: иногда традиция эта включала купание тещи в грязной воде, а забивание кола приходилось выполнять гостям, под песни, пляски и громкий смех.
Исключительность/ценность:
В старину у жителей Херсонщины и казаков Кубани был свадебный обычай – забивание чопа (кола). Когда в семье женили последнего ребенка, на третий день свадьбы отец забивал перед воротами кол. Это означало конец свадьбы, и говорило о том что, в этом дворе женить (выдавать замуж) некого. Время неумолимо и этот обряд сохранился только в небольших городах, поселках, станицах и деревнях, в том числе и в селе Петрохерсонец Грачёвского района Оренбургской области.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: казацкая кубанская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): Забивание кола, свадьба, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Один день
_________________________________________________________________________________________________________________________
[1] Д.Ю.Куц. «Забивание кола» как запрет и граница в кубанском свадебном фольклоре.