30 марта, 2018
Волочёбный обряд
Согласно современным научным сведениям — Волочёбный обряд (зелёные святки, обход волочобников, влачебников, волынщиков, лалынщиков, лалыльщиков, куралесников; польск. chodzenia po wołoczebnym, chodzenia z Konopielką) — весенний обход домов с величально-заклинательными песнями, древний обряд аграрного цикла, совершаемый перед началом сева. Проводился обычно вечером в пасхальное воскресенье, иногда накануне или в понедельник.
Обряд известен преимущественно на территории Белоруссии, а также в прилегающих районах: Подляшья в Польши; территории бывшей Виленской области в Литве; Псковской, Смоленской областях, частично — в Калужской, Орловской, Белгородской, Воронежской в России; Черниговской области на Украине. В XX веке обряд был также зафиксирован у населения востока Тверской области и в Западной Сибири, где, возможно, является поздним заимствованием от переселенцев-белорусов. Обряд близок к колядованию и вьюнишнику, в Чехии волочёбные песни так и называются — «коледа» (чеш. koleda).
Название обряда связано с глаголом волочить, волочиться, то есть идти, брести, шататься (ср. типичный песенный зачин: белор. «Валачобнiчкi валачылися…»).
Волочёбничество восходит к древним мужским обходным обрядам, назначение которых было в передаче посвященными, т.е. взрослыми мужчинами, благ от «вышних сил» и предков членам рода, общины.
Первоначально, вероятно, волочёбные обряды исполняли бродячие странники, калики перехожие — мужская компания, состоящая в основном из молодых парней. Ходили из двора во двор, за славленье получали подарки: яйца, пироги, водку, иногда большие угощения.
Волочёбниками назывались три дня — суббота, Пасха и следующий понедельник[1].
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Беляевского район, с. Крючковка.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично — обрядовая
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN229
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Демченкова З.Е., Лиходеева А.Г
Тип ответственности: Носители
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
Согласно преданиям жителей Беляевского района волочёбный обряд – весенний обход дворов, пришёл к ним от западноукраинских казаков. «В прежние времена волочёбный обряд совершался мужчинами. Позже этот обряд и волочёбные песни стали исполняться женщинами. Они старались сохранять мужскую энергичную манеру исполнения. По традиции основной текст песни пел «начинáльник» или «починальник», а остальные участники шествия — «подхвáтчики» — исполняли только припев: «Христос воскрес, сын Божий!». В текстах волочёбных песен благопожелания хозяину и его дому часто соединяются с христианскими мотивами, например, с рассказом о страданиях Христа.
Текст песни Волочебников: (записано со слов казачки Лиходеевой А.Г. После каждой строчки поют:
«Христос, восрёс, сыне божай!»)
По улице, по широкой.
По траве мураве да по зелёной,
Там шли, прошли волочобнички.
Волочобнички да не докушнички.
Волочобнички , да люди добрыя.
Люди добрая, да отчесливая.
Шатаются, волочаются
Христу, Богу, поклоняются,
Кресты кладут по написанному.
Поклоны бьют по учёному.
Перед домом пели хвалебную песню хозяевам. После чего, хозяева одаривали их крашенками(крашенными яйцами).в этом обряде участвовали дети, поддразнивая хозяев.
Далалынь, далалынь, по яиченьку.
Ты дома, не дома, Хозяинушка, Он не кажется, величается
Он сидит за столом подпершись костылём.
Тётенька, добренька, дай куличек сдобненький!
Кто не даст нам яйца — околеет овца!
Кто не даст сала кусок – околеет телок!
Кто не даст пирога – Мы корову за рога!
Кто не даст нам яиц – мы тому разгоним птиц!
Выходила Хозяйка — казачка: Несу вам яйца расписные —
Непростые, золотые!
Кто быстрей возьмет яйцо,
Тому достанется оно! (Дети разбирают яйца!)
С пасхой светлой поздравляю
И здоровья всем желаю.
Я хочу поздравить всех
И сказать:
Дети: «Христос Воскрес!»
Я: «Воистину воскрес!»
А в честь Пасхи у ворот, заводите хоровод!
(Пели — На горе берёзыньки, под горою козыньки)
Хозяйка-казачка: Идёт матушка — весна,
Отворяй — ка ворота.
Первый март прошел,
Всех детей провел,
(Вставали в цепочку, строили плетень. Игру «Плетень» играли по первой травке. Считалась , что она хороводная, т.к. у плетня есть начало и конец. Но подходила и любая хороводная песня).
Пели «Пряди пряха» (эта хороводная песня очень нравилась, потому что у неё было очень много куплетов).
Хозяйка-казачка: Самые быстрые! Самые ловкие!
Ну-ка, похвалитесь своею сноровкою!
Наше задание очень несложное.
Для любого вполне возможное.
Девочка:
Берешь яйцо, кладешь в ложку
И пробежишь с ним немножко.
Кто первый прибежал,
Тот победителем стал
(2-3 участника)
Пасхальный обычай катания яиц был связан с верой древних славян в демонов. Люди верили, что, катая яйца, можно заставить злых духов танцевать, падать, опрокидываться, что вызывало им ужасные страдания. Если же яйца ударять друг о друга, то можно заставить духов биться лбами. Считалось, что таким образом можно бороться со злыми духами, досаждая им.
Девочка: А теперь, другой народ, не зевай,
К нам на «горку» поспевай!
Не ударьте в грязь лицом,
Поспевайте за яйцом.
( Делились на 2 команды. Игра «КОТКА» — катаем яица по лавкам. В оригинале яйца катали с горки)
Хозяйка-казачка: Хорошо весной гулять —
Пасху красную встречать.
Девочка:
На весенний выйдем луг,
Становитесь, дети, в круг
(Топотушки) (Песня Новосибирских казаков)
Бытовал в давние времена обычай на Пасху качаться на качели. Рядом с качелью, как правило, и молодёжь и взрослые играли в крашенки или писанки.
Девочка: а теперь на качели!
Все: Качели, качели!
– Вот и Пасха пришла,
Кто нас покачает?
Как у нонешних ребят
Верёвок не хватает!
Подкачнуся высоко
И увижу далеко,
Где мой братка гуляет,
Червоное яйко катает?
На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся!
– Раскачайте, раззыбайте,
Я скажу вам жениха:
Сане – то Кузеньку, ха – ха –ха,
Тане – то Витеньку, ха – ха –ха!
– Я качаюсь , нарываюсь,
Мне не надо жениха!
Я качаюсь , нарываюсь,
Мне не надо жениха!
– На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься
Мальчик: А теперь в подушечку!
(Молодёжная игровая песня «Треплю подушечку», исполнялась на вечорочных гуляниях .Любили её за то, что приходилось целоваться.)
(Играли подушечку)
Дети:
Ай, тари, тари, тари,
Вам яички принесли:
Желтые, красные,
Яйца-то все разные!
Вы яйца съедайте,
Пасху нашу вспоминайте!»
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальная традиция является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Сведения об особенностях ООН:
Исключительность/ценность:
Форма бытования: аутентичная
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ»,
Место действия: Оренбургская область,
Метод действия: Метод полевых исследований
Этнокультурная принадлежность: Русские, казаки.
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Русский, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество,объем: Более 5
____________________________________________________________________________________
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%87%D1%91%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4
исп.
Белецкий В.Ю.
Вахитов.Р.В