25 мая, 2022
«Бешик Туй» Ритуальное празднество узбеков Оренбуржья
Оренбуржье является многонациональным регионом, поэтому наряду с другими тюркскими народами, в Оренбургской области проживает некоторое число узбекского населения, имеющее российское гражданство. Согласно статистическим данным от 2010 года они составляли 4964 человек, что составляет 0,24 % от общей численности населения Оренбургской области. В Оренбуржье зарегистрированы: Оренбургская областная общественная организация «Узбекский общественный центр «Соотечественники +», Общественная организация «Местная национально-культурная автономия узбеков г. Оренбурга», Бузулукская городская узбекская национально-культурная общественная организация «Соотечественники»[1].
Рождение первенца в молодой семье – великое долгожданное событие не только для новоиспеченных папы и мамы, но и для их родственников, в первую очередь, для новых бабушек и дедушек с обеих сторон. Все начинают готовиться к первому после свадьбы большому празднеству в семье молодых – бешик тўйю.
Бешик туй («праздник колыбели») — ритуальное празднество, связанное с первым укладыванием младенца в колыбель. Это один из самых древних и распространенных в Узбекистане обрядов, который практикуют и узбеки Оренбуржья, здесь, этот обряд называют – «Деревянная колыбель».
Бешик – это узбекская колыбель. Делается бешик из тутового, ивового или тополиного дерева. Длина бешика один метр, высота – 40 – 60 сантиметров. Раскрашивается бешик естественными, природными красителями. Нижняя часть бешика изготовлена в виде полукруглых полозьев, позволяющих ненамного, но плавно раскачивать люльку. Верхняя часть похожа на два купола, достаточно высоких от основания, где лежит ребенок, чтобы при покрытии этих куполов плотной тканью в люльке оставалось много воздуха для дыхания ребенка. В летнее время поверх бешика накидывается легкая декоративная ткань – покрывало, зимой – бархатное одельце. Сумак (трубочка для отвода мочи) бывает двух видов соответственно полу младенца. Ковуз (матрас), постеленный в бешик, набивается шелухой проса[2].
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично — обрядовая.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN331
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН: Мирзобоева Махбуба 1965 г.р., жительница г. Медногорска Оренбургской области.
Место бытования: Российская Федерация, Оренбургская область, г. Медногорск.
Сведения об объекте (полное описание):
Появление на свет нового человека, это всегда большое событие, в узбекских семьях, необыкновенно трепетно относящихся к детям, рождение ребенка сопровождается старинным красивым обрядом – «Бешик Туй» — первое возложение младенца в собственную кроватку. В различных областях проживания узбекского населения ритуал имеет свои особенности и зависит от степени достатка в семье: богатые семьи обычно отмечают это событие широко, а семьи с малым достатком проводят его скромно.
Это один из самых древних и распространенных в Узбекистане обрядов. Обычно такое мероприятие проводится на 7-й, 9-й, 11-й день со дня рождения младенца.
Суть обряда заключалась в том, что сам бешик («колыбель») и необходимые для младенца принадлежности предоставлялись только родственниками матери младенца. В дастархан (скатерть) заворачивались лепешки, сладости, игрушки и проч. Родственникам ребёнка также подносились подарки и угощения.
Когда бешик, дастархан, подарки были подготовлены, процессия участников, вместе с гостями, под звуки сурнайя, карнайя и бубна направлялись в дом родителей. По общепринятой традиции бешик сначала брал на плечо дед младенца, а затем он передавал сыну, который потом относил его матери младенца. Плечо обязательно было правым, и это было непременным условием.
Обмазывание лица белой мукой, чтобы помыслы гостей были чистыми и хорошими, уже ушло в прошлое и как правило, не практикуется. Гости приглашались в гостевую комнату, к богато убранному дастархану (столу). Пока гости угощались, слушали музыкантов и веселились, в соседней комнате, в присутствии старых женщин, проводилась церемония пеленания ребенка и укладывания его в бешик. В конце церемонии гости заходили к младенцу, чтобы взглянуть на него, подносили ему подарки и сыпали на бешик парварду или сахар. На этом церемония заканчивалась.
На территории Узбекистана, как и в Оренбуржье, важной особенностью бешик туйя является то, что в нем мужчины не участвуют. Их вообще в доме немногочисленное количество и все в качестве помощников, не участвующих в застолье: кто готовит еду, кто кипятит воду в большом самоваре, а кто поет песни и играет на музыкальных инструментах.
Кроме того, подарки ребенку и бешик вручаются матери и бабушке ребенка. Если первенец – мальчик среди подарков имеется и деревянный конь на полозьях, а если девочка – среди прочих большой игрушечный дом, где внутри видна вся игрушечная мебель, кухонная утварь, спальные принадлежности и одежда для кукол. Обе стороны, и гости, и встречающие обнимаются и целуются, поздравляют друг друга со столь знаменательным событием – рождением ребенка, говорят длиннющие приятности. Хозяйка дома – бабушка первенца осыпает гостей сладостями. Тут уж раздолье детворе, расталкивающей соперников и собирающих кто быстрее и больше. Все приглашаются за дастархан, звучит долгая молитва во здравие ребенка. Взрослые женщины удаляются на время во внутренние покои, чтобы в торжественной обстановке научить молодую мать, как обращаться с бешиком с соблюдением всех примет, как связывать и развязывать ребенка (в принципе она это знает, но ритуал надо соблюсти). Бешик в середине комнаты. Все принесенные украшения, колокольчики, звоночки, амулеты, бусы и ожерелья надеваются на остов бешика. На бешик надеваются покрывала, подушечки и горшок ставятся вовнутрь на место. Со стороны головы младенца под низом бешика кладется крупная луковица и маленький камень – булыжник. Это чтобы отвадить нечистую силу и злых духов. Затем в трех местах у головы ребенка, его ног и и посередине бешика кладутся клочья хлопковой ваты, они поджигаются и, не дав им разгореться, быстро тушатся.
В Хорезме для бешик тоя приглашались специальные женщины исполнительницы хальфа. Они исполняли для собравшихся отрывки из узбекских народных эпосов, а также рассказывали различные рассказы и предания. Хальфа в основном участвовали в «бешик тоях» первого ребенка[3].
Исключительность/ценность:
Большое число обычаев и традиций, которые сопутствуют народам Центральной Азии на протяжении всей жизни, отражены в этнокультурных потребностях узбекского населения в других регионах их проживания.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: узбекская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): узбеки, традиция, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.
___________________________________________________________________________________________________________
[1] http://old.orb.ru/news/economic/v-orenburzhe-rabotaet-delegatsiya-respubliki-uzbekistan
[2] https://mytashkent.uz/2017/03/14/traditsii-uzbekskogo-naroda-beshik-tuj/
[3] https://ok.ru/dushamoyauzbekistan/topic/66085049723