1 июня, 2020
Башкирский обряд «Встреча невесты» в селе Новониколаевка Гайского городского округа
Ничто не связывает нас так тесно с нашими предками, как почитание обычаев и традиций. Эта связующая нить прошлого, настоящего и будущего и есть та грань между нами и предками.
Следует отдать дань уважения башкирскому народу за его уважение к традициям своих дедов. Они до сих пор чтят законы и воспитывают дух религии с детства. Считается, что чем набожнее вырастет ребёнок, тем благосклоннее к родителям будет судьба. Поэтому парни и девушки уже знают каким традициям следует придерживаться. Они знают, как проходят обряды сватовства, свадьбы.
Башкирская свадьба, её ритуалы и обычаи включают в себя элементы прожитых времен развития башкирской культуры от древней веры до современных нововведений.
В Башкирии, все, что касаемо свадьбы детей, традиционно решали между собой их родители. Случалось, что будущие супруги знакомились уже на самой свадьбе. До этого момента они даже никогда не видели друг друга. Обряд заключения брака чаще всего проводился дома. Иногда – в мечети. Для того чтобы провести обряд дома, приглашали муллу. Он официально женил молодых и делал об этом запись в метрической книге. У башкирских свадебных традиций долгая история, но одно осталось неизменным и по сей день – обряд бракосочетания проходит в мечети или дома.
Одним из основных свадебных обрядов Башкирии был ритуал встречи невесты в доме жениха.
Обряд встречи невестки в доме жениха («килен тшру», он же «килен тошереу») инициировал невестку в сноху – в самый низкий статус, который повышался с возрастом и рождением детей.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN282
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Юнусова Минзада Галимьяновна 1975 г.р.
Тип ответственности: Хранитель
Место работы: Домохозяйка
Италмасова Зухра Гисовна 1969 г.р.
Тип ответственности: Хранитель
Место работы: Домохозяйка
Байгильдина Нурия Рамазановна 1966 г.р.
Тип ответственности: Хранитель
Место работы: Домохозяйка
Карпеева Закира Уелдановна 1965 г.р.
Тип ответственности: Хранитель
Место работы: Домохозяйка
Клысова Альфия Азатовна
Тип ответственности: Носитель
Место работы: Домохозяйка
Таракина Елена Александровна 1974 г.р.
Тип ответственности: Исследователь
Место работы: МБУК «ЦКС» Гайского городского округа, Новониколаевский ЦД, директор.
Место бытования:
Российская Федерация, Оренбургская область, Гайский городской округ,
Село Новониколаевка.
Сведения об объекте (полное описание):
Обряд начинается с порога дома жениха. С песнями, пожеланиями счастья и добра, хлебом с солью, чак – чаком (башкирским национальным мучным блюдом с медом), невесту встречают свекровь и родственники жениха.
По традиции под ноги невесты кидали камушки и приговаривали, что бы она была крепкой, как камень и укоренилась в семье мужа глубокими корнями.
Далее невеста вставала на подушку и в зависимости от того, как она наступала, определяли, какой она будет в семейной жизни. Если прямо наступала – то в жизни будет прямолинейной, быстро наступила – будет очень шустрой, решительно наступила – будет основательно все домашние дела решать[1].
Затем открывали лицо невесты и надевали «кашмау» — башкирский женский головной убор, символ семейной жизни. Это символизировало ее вступление в семейную жизнь.
С молитвами, пожеланиями добра и счастья, невеста правой ногой входила в дом жениха. Свекровь угощала невесту медом и маслом, чтобы жилось молодоженам сладко, и жизнь их шла гладко, как по маслу.
Официальным же моментом встречи невесты в доме мужа, был подарок свекрови. Как правило, это была вязаная пуховая шаль (связанная собственноручно), чтобы согревала красавицу и носилась на счастье.
Кульминацией обряда были магические действия, которые совершала уважаемая бабушка в деревне. Она завязывала пояс от порчи и сглаза вокруг «новоиспеченной» жен и приговаривала пожелания на долгую и счастливую жизнь.
После магического обряда все присутствующие родственники жениха исполняли обрядовую песню для невесты с пожеланиями, чтобы она уважала свой род и род жениха, была примером в любой работе.
На этом встреча невесты заканчивалась.
Исключительность/ценность:
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: башкирская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): невеста, свадьба, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.
______________________________________________________________________
[1] https://akhmetovablog.wordpress.com/2017/10/13/башкирский-обряд-встреча-невесты/