Региональный центр развития культуры Оренбургской области
Региональный центр развития культуры Оренбургской области
ГАУК "РЦРКОО"
 Для слабовидящих
  • Главная
  • О центре
    • Наши сотрудники
    • Деятельность
    • CМИ О НАС
  • МЕДИА
    • Аудио
    • ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
    • ФОТОГАЛЕРЕЯ
  • Документы
    • В сфере культуры
    • Общие документы
    • Против коррупции
  • Народное творчество
    • «Мелодия степного края»
    • Электронный каталог
    • Народные коллективы
      • Фольклорный жанр
      • Театральный жанр
      • Инструментальный жанр
      • Хореографический жанр
    • В помощь
    • Положение
  • Органы культуры
  • Независимая оценка
    • Независимая оценка bus.gov.ru
  • Открытое пространство
  • Библиотека
  • Главная
  • О центре
    • Наши сотрудники
    • Деятельность
    • CМИ О НАС
  • МЕДИА
    • Аудио
    • ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
    • ФОТОГАЛЕРЕЯ
  • Документы
    • В сфере культуры
    • Общие документы
    • Против коррупции
  • Народное творчество
    • «Мелодия степного края»
    • Электронный каталог
    • Народные коллективы
      • Фольклорный жанр
      • Театральный жанр
      • Инструментальный жанр
      • Хореографический жанр
    • В помощь
    • Положение
  • Органы культуры
  • Независимая оценка
    • Независимая оценка bus.gov.ru
  • Открытое пространство
  • Библиотека
  • Главная

25 мая, 2022

«Согревание младенца Иисуса» Рождественский обряд села Покровка Грачёвского района

Покровка — село в Грачёвском районе Оренбургской области, входит в состав Новоникольского сельсовета. Основано в 1827 году переселенцами из Курской губернии.

Отличной особенностью празднования в селе Покровка является обряд «Согревание младенца Иисуса Христа». Обряд передается из поколения в поколение. Сторожили села, которым  далеко за 80, помнят, что их деды и прадеды проводили ежегодно этот обряд.

Этот обряд представляет большой интерес, т.к. существовал схожий поминальный обычай возжигания костра — «Греть покойников». Цель обряда — «передать» тепло умершим предкам. В Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской губерниях ещё в XIX веке однодворцы жгли костры ранним утром в Сочельник или на Рождество (Коляду), кое-где также на Новый год и Крещенье[1].

По своему происхождению — это южновеликорусский обряд. В Курской губернии костёр делался посреди двора из навоза, соломы из постелей, бросали в него зерно и корм для живности, немного ладана. Считается, что в это время усопшие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится ярая (красная). Во время горения костра стояли молча, вспоминая родителей и произнося про себя молитву.

В первый день Рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы, в той слепой уверенности, что умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании и сосредоточенном молитвенном настроении. Зато в других местах около этих костров, взявшись за руки, весело кружатся, как в хороводе на Радунице.

В Орле «на Рождество, Новый год и в день Крещения хозяин дома брал горшок с огнём и куль соломы; попрощавшись с домашними, он отправлялся на огород; здесь он сперва полагал три поклона лицом к востоку, потом зажигал сноп соломы с ладаном и приговаривал: „Ты, святой ладонок и серенький дымок, несись на небо, поклонись там моим родителям, расскажи им, как все мы здесь поживаем!“».

В селах Болховец Белгородского уезда и Лучки Корочанского уезда, а также в селе Талицкий Чамлык (Тамбовский уезд) обряд справлялся на Святках и состоял в обрядовом жжении соломы и назывался «жечь перины» или «греть покойников».

Формы жанровых направлений ОНН: Празднично — обрядовая.

ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,

Номер: ORN330

Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.

Информация об ответственности относительно ОНН:

Лица, имеющие отношение к ОНН:

Федотова Л.И., Киреева В.И. —  старожилы, носители традиционной народной культуры.

Жительницы Грачёвского района Оренбургской области —  село Покровка.

Место бытования:  Российская Федерация, Оренбургская область, Грачёвский район, Покровка.

Сведения об объекте (полное описание):

Отличной особенностью села Покровка (основанного в 1827 году) является обряд «Согревание младенца Иисуса Христа». Этот обряд передается из поколения в поколение. Сторожили села, которым  далеко за 80, помнят, что их деды и прадеды проводили, ежегодно, этот обряд. В Рождественскую ночь хозяева выносили солому на дорогу, перед своим домом и ранним утром на Рождество зажигали костры, чтобы обогреть Иисуса.

Что примечательно, если дым от костра стелился прямо к самому небу — абсолютно каждый верил, что обогревая, таким образом, Христа, получит то, что и в их дом также придет тепло, благополучие, здоровье и достаток. После проведенного обряда, по селу начинали ходить ряженные. Они, как правило, заходили в каждый дом, где их непременно ждали с самыми разными угощениями: на столах стояли, приготовленные заранее, пряники, конфеты, леденцы, печенье; некоторые хозяева пекли вкусные и ароматные пирожки и пирожные. Так же считали правильным раздать ряженым, помимо сладостей, небольшое количество монеток. Все старались угодить, задобрить ряженых, ведь они приходили в дом с самыми хорошими пожеланиями, которые оставались там до следующего Рождества.

Ряженые тоже очень старательно и требовательно относились к подготовке к Рождеству. Ведь именно они говорили те слова, которые должны сопутствовать людям целый год. Они заранее готовили костюмы: представители женского пола наряжались в яркие, цветные платки, в длинные, пестрые юбки, красили щеки малиновым, свекольным цветом. Мужской пол воплощался и в пиратов, и в шутов, и в скоморохов, и веселых ребят. Кроме нарядов ряженые обязаны были приготовить слова, которые будут говорить, входя в каждый дом, желая хозяевам здоровья, счастья, успехов, везения, благополучия, любви и всего самого светлого. Поэтому они готовили стихотворения, шутки, веселые  песни.

В селе Покровка есть Рождественская молитва, которые знают все старожилы села. Их внуки также просят поведать эту молитву, учат ее и рассказывают на Рождество.

Вот её текст:  «Рождество Твоё, Христи Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы. Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило, Господи, слава Тебе».

Рождество, по мнению жителей села – это самый добрый и искренний праздник. И те обычаи, которые проводятся в этот праздник каждый год в селе Покровка, оберегаемы и хранимы народом. Это стало духовно-культурной ценностью. Это общая, Покровская традиция, объединяющая всех селян.

Исключительность/ценность:

Каждое поколение вносило в произведение что — то новое. В основном, дополнениями, являлись театрализованные действия, благодаря чему праздник обретал новое звучание, но смысл и ход обрядового действия оставался из поколения в поколение неизменным.

Тип действия: Исследование.

Принадлежность:

Этнокультурная принадлежность: русская.

Ключевые слова:

Ключевые слова (осн.): русские, традиция, Оренбургская область.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:

Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.

Сведения о объекте:

Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.

Скачать

_________________________________________________________________________________________________________________

[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Греть покойников#

Концепция ОНКН
«Бешик Туй» Ритуальное празднество узбеков Оренбуржья

© 2017 - 2023 ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Телефон: +7 (3532) 77-07-55

Email: onmc_cul@mail.ru

Яндекс.Метрика