19 июля, 2019
Электронный каталог Регионального центра развития культуры Оренбургской области пополнился возрожденной техникой ткачества
Ткачество – изготовление материи различного назначения из предварительно подготовленных, то есть прошедших сложный многоэтапный процесс обработки, нитей.
Самотканые холсты (в том числе орнаментированные) в 20-е – 30-е годы XX века и позже служили в качестве рушников, полотенец, столешников, были материалом для шитья одежды, белья, хозяйственных текстильных принадлежностей. Специально для тканья, по рассказу А.И. Овчинникова (с. Балейка, Новосергиевский район), лен выращивали редко и совсем немного, тем не менее он проходил весь сложный цикл ручной обработки: его трепали, чесали, пряли, сучили, мотали на уток и сновали на основу. Заправив основу, ткали на ручном ткацком стане (кроснах), который на период с конца осени до начала весны устанавливался в доме. В конце 20-х – начале 30-х годов XX века еще сохранялись все основные особенности ручной обработки льна. Освободить «мякоть» (льняное волокно) от «костриги» (одревесневшей части стебля) нужно было с помощью мялки (приспособление в виде деревянных козел для обивания костриги), трепала (деревянного ножа для ее удаления) и щетки (доски с деревянными шипами для протягивания льна между ними). В результате этой обработки получали кудель, которую пряли, как правило, на посиделках, используя прялку и веретено. Работы, связанные со льном, несмотря на их трудоемкость, считались в крестьянском быту легкими и многие из них проходили на посиделках во время общения молодежи, в детской игре (свидетельство Л.М. Леденевой), а иногда как обряд либо праздничное действо.
Композиция декора могла быть как минимальной: от нескольких простых, неорнаментированных полос цветного утка, либо одной полосы бранного узора, построенной на простейшем элементе, до сложной, трех- и более частной, когда разные по размеру и рисунку полосы браного ткачества перемежались полосами цветного утка полотняного переплетения. Нередко приемы ткачества браного сочетали с другим видами, например, с ткачеством ажурным.
С 2003 года «Народная галерея» Регионального центра развития культуры Оренбургской области проводит работу по возрождению художественного ткачества. Восстановлен ткацкий стан, изучаются техники, технологии, приемы. Браное ткачество, ажурное ткачество стали доступны не только мастерам и художникам, , но и массовому «зрителю»: ни один праздник, фестиваль, форум не обходится без мастер-классов, представляющих широкую палитру традиционного художественного ткачества.
Пополнение электронного каталога нематериального культурного наследия проводится силами работников Регионального центра развития культуры Оренбургской области, ими организованы сбор этнографического и фольклорного материала, изучение культуры родного края, района, города, посёлка, её популяризация. Организуются встречи с людьми, производится запись обрядов и традиций, характерных для данной местности. Электронный каталог представляет собой информационную систему, включающую в себя базу данных: аннотация, описание, исследование, документирование, реферат, примечания, цифровое отображение – графика, фото, видео и звук. В 2018 году он пополнился 24 уникальными объектами нематериального культурного наследия Оренбургского края, среди которых реконструкция обряда «Жэн эрлеу эмесе» (Матвеевский район), мордовские игры посёлка Веселовский (Ясненский городской округ), татарский праздник «Каз эмэсе» в селе Белогорка (Сорочинский городской округ), кудельные посиделки казачек Соль-Илецкого городского округа и другие.