27 июня, 2021
Татарский свадебный обряд Кияу мунасы
В обычаях татарского народа присутствует факт, что всякому бракосочетанию предшествовал сговор, в котором со стороны жениха участвовал яучы (сват) и кто-либо из старших родственников.
Если родители невесты давали согласие на брак, в ходе сговора решались вопросы о размерах калыма, о приданом невесты, о времени проведения свадьбы, количестве приглашённых гостей.
После заключения «брачного договора» невесту называли ярашылган кыз — сосватанная девушка. В течение 3-5 недель стороны готовились к свадьбе.
Жених собирал калым, покупал подарки невесте, её родителям и родственникам, подушки, перины и прочий скарб.
Невеста завершала подготовку приданого, собирать которое начинала с 12-14 лет. Его составляли самотканые платья, нижнее белье, а также подарочная одежда для жениха: вышитые рубахи, штаны, шерстяные носки и т.п. Родственники обеих сторон были заняты организацией предстоящей свадьбы.
В свадебном собрании (туй) мулла совершал ритуал бракосочетания, открывавшийся соответствующей случаю молитвой. После прочтения муллой брачной молитвы брак считался заключённым.
После совершения обряда бракосочетания «Никах» гости разъезжались, в доме невесты оставались только сестры и снохи несесты, готовились к обряду «Кеяу чае, кеяу мунчасы». На этом обряде не должны находиться родители невесты, они уходили в дом своих родственников.
Жених в это время находился в доме своих родителей, а невеста в окружении подруг, сестёр в своём доме. Девушки пока сестры и снохи готовились к основному обряду «Кеяу чае, кеяу мунчасы» гадали, пытаясь выяснить судьбу невесты в замужестве.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая культура.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN308
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Абушахмин М.В. – пенсионер, с. 1- Имангулово Октябрьского района.
Тип ответственности: Носитель
Место работы/ Адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, Октябрьский район, с. 1- Имангулово, с. 2- Имангулово.
Место бытования: Российская Федерация, Оренбургская область, Октябрьский район, с. 1- Имангулово, с. 2- Имангулово.
Сведения об объекте (полное описание):
После совершения обряда бракосочетания «Никах» гости разъезжались, в доме невесты оставались только сестры и снохи несесты, готовились к обряду «Кеяу чае, кеяу мунчасы». На этом обряде не должны находиться родители невесты, они уходили в дом своих родственников.
Жених в это время находился в доме своих родителей, а невеста в окружении подруг, сестёр в своём доме. Девушки пока сестры и снохи готовились к основному обряду «Кеяу чае, кеяу мунчасы» гадали, пытаясь выяснить судьбу невесты в замужестве. Этот вопрос занимал больше всего, ведь иногда невеста в первый раз встречалась с суженым лишь в брачную ночь.
К вечеру жених, нарядно одетый, в сопровождении друзей (кияу жегетлэре) отправлялся к месту бракосочетания. Жениха и его сопровождение встречали дома невесты, ритуалов, многие из которых носили характер розыгрышей.
Невесту прятали в доме, двери все заперты, на улице их встречают две снохи и просят у жениха выкуп чтоб открыть дверь и войти в дом, для жениха и его друзей разыгрываются различного характера конкурсы и загадки. Дав выкуп за вход в дом жених проходит в дом, ищет невесту, находит и снохам как бы в знак почести дарит подарки.
Жених же в этот вечер приезжает с подарками для всех сестёр и снох невесты, а также для детей. Детям в возрасте до 16 лет принято дарить в подарок для девочек бантики, духи, заколки, а мальчикам «Бэке» — перочинный ножик. Чем больше жених подарит «Бэке» мальчикам, тем богаче считалось будет жить молодая семья.
Перед тем как начать ритуал «Кеяу чае» — досл. Чай зятя, жених одаривал сестёр и снох невесты «платками», жених каждой покрывал на голову «Кеяу авлыгын» — досл. Платок жениха. Считалось, что получить платок жениха почётной миссией уважения и почитания. После чего все усаживались за столы и всем наливался чай, за которым сестры и снохи невесты за платок пели песни, частушки, танцевали или рассказывали смешные истории. После обрядового угощения жениха гости провожали его к невесте.
В это время невеста провожала подруг и сестёр, после чего совершался ритуал «урын котлау» — (досл. освящение постели новобрачных). Женщины со стороны невесты приходили потрогать перину руками или присесть на край постели. Некоторые в шутку даже ложились. Гости оставляли по нескольку монет в специально приготовленном для этого блюдце. После ухода гостей невеста оставалась в доме с одной из женщин , которая учила ее, как принять жениха. После закрывала молодых в доме одних на замок до утра.
На следующее утро новобрачных приглашали в баню «Кеяу мунчасы». После молодых в баню приглашали родителей жениха. Посещение бани сразу после новобрачных считалось очень почётным. Немногим позже приходили товарищи жениха справиться о здоровье молодых (хэл белергэ). Гостей приглашали в дом и угощали обедом.
В последующие дни до даты регистрации молодых водили по гостям и весело проводили вечера с песнями, плясками и прибаутками. Приглашали в гости на «Кеяу чае» — (досл. на «чай зятя») те снохи и сестры, которые в подарок получили «Кеяу явлыгы» — (досл. «Платок зятя»), это знаменовалось знакомством с родственниками невесты, почиталось уважением, доброжелательность и гостеприимством по отношению к новобрачным. Если же жениха и невесту одна из сестёр и снох не приглашали в гости на чай — это знаменовалось тем, что данная семья не привечает молодых, чтобы они к ним приходили в гости в будние дни после замужества.
Исключительность/ценность:
Татарский обряд бракосочетания и первый свадебный пир «Кеяу чэе, кеяу мунчасы» — (досл. «Чай зятя, баня зятя») представляет исключительную ценность как сокровищница народной культуры. Обряд проходил на стороне невесты, на котором чествуют зятя. Каждая женщина получившая в подарок «Кеяу явлгын» — (Платок зятя) обряда «Кеяу чае» были обязаны в знак уважения и почитания приглашать к себе в гости на чай.
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: татарская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): Кеяу чае, чай зятя, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.