2 июля, 2020
Элементы мордовской традиционной одежды: цюлкат – наколенники
С 19 века женщины мордовки надевали «цюлкат» — высокие гольфы / наколенники. Признаком женской красоты считались ноги обутые в самосвязанные из цветных шерстяных ниток чулки, которые носили даже в тёплое время года.
Чулки — более поздняя принадлежность традиционного мордовского костюма. Старинные чулки вязали иглой или крючком, как правило, без пятки. Мокшанки носили наколенники длиной 10—20 см (цюлкат), связанные костяной иглой из чёрной и белой шерсти. В 20 в. были более распространены цюлкат с геометрическим орнаментом, связанные на спицах[1].
Пряли и вязали чулки осенью. Прежде окрашивали в разные цвета натуральными красителями. Чулки вязали на четырёх спицах, сохраняя узор из цветных полосок. Повседневные чулки вязали из пряжи толстой и цвета использовали тёмные. Для праздничной одежды чулки вязали из более тонкой пряжи с ярким орнаментом.
Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN284
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН: Седова Галина Ивановна, жительница села Новая Тёпловка Бузулукского района.
Место бытования: Российская Федерация, Оренбургская область, Бузулукский район, село Новая Тёпловка.
Сведения об объекте (полное описание):
Искусство украшать собственную одежду вышивкой мордовский народ освоил в глубокой древности. К сожалению, среди археологических находок тканей сохранилось мало, следовательно, сложить представление о вышивке древнейшего периода непросто. Земля сохранила небольшие фрагменты тканей тысячелетней давности — они грубоватые и рыхлые, сотканы из шерстяной пряжи или ниток из волокна растительного происхождения. Старые мастера знали различные приемы ткачества, получая ткань полотняного или саржевого переплетения нитей, разнообразившие структуру и качество домотканых холстов. Цвет одежды, сделанной из домашних тканей, соответствовал колориту натуральных материалов: белой и черной овечьей шерсти, сероватым тонам растительных волокон конопляной поскони, льна. Для вышивки использовались нити, окрашенные растительными красителями: отваром из корней и трав, почек, листьев, коры деревьев. Встречается простейшая вышивка красной и черной шерстью. С особенным старанием древние мастерицы оформляли края одежды, здесь кроме вышивки нашивались плетеные или кожаные шнуры, тесьма, оловянный бисер и мелкие пастовые бусы, бронзовые пластиночки. Вероятно, что, исходя из возможностей, в одно и то же время женщины могли использовать отделку дорогими материалами, такими, как бронзовые украшения, бисер и бусы, а также создавать их имитацию, которая выполнялась вышивкой[2].
Как показывают археологические памятники, около тысячи лет тому назад зародилась вышивка по счету. Канвой для ее исполнения служил самотканый холст полотняного переплетения. Основные стежки вышивальщица прокладывала вдоль по линиям нитей ткани, получая прямые (горизонтальные и вертикальные) швы.
Введение в костюм нашивных элементов, например, шитье оловянным бисером, положило начало работе швами в прикреп и косыми (диагональными) стежками. Имитацию или воспроизведение косых стежек сохраняют рельефы на пронизках налобных венчиков и нагрудных украшениях.
В XVIII—XX вв. вышивкой занимались во всех мордовских селах. Из века в век ее узоры усложнялись, нередко приобретая заимствования у соседних народов.
Для разных предметов одежды готовили холсты различной плотности и переплетения нитей. Для онуч-портянок, которые носили с лаптями, применяли технику саржевого ткачества, в косой рубчик. Такие ткани были толще и меньше изнашивались. Самым распространенным был способ полотняного переплетения. Именно по полотнянке выполнялась вышивка. Выходная одежда делалась из самого качественного холста: хорошо отбеленного, тонкого и плотного.
Девушка должна была уметь вышивать. Та, которая этому не научилась, вынуждена была заказывать у сельских мастериц вышитую одежду. Семья такой факт скрывала, чтобы не опозорилась дочь. С особой ответственностью свое мастерство искусных вышивальщиц девушки показывали окружающим, когда готовили свадебное покрывало для одной из своих подружек.
Если Теньгушевское вязание мордвы — эрзи было многоцветным и в народе носило название «семицветка», то вязание мордвы – мокши двухцветное. В основном вязали чулки и носки, так как они были необходимы в холодное время года. Первоначально мокшанки носили наколенники, связанные из овечьей шерсти натуральной окраски — белой и темно – коричневой, реже черной. В ХХ веке для вязания наколенников стали использовать спицы, что позволило усовершенствовать форму цюлкат и разнообразить орнамент. Цюлкат, связанные иглой, состояли из чередующихся черных и белых полос; вязанные на спицах цюлкат были длиннее и имели более сложный орнамент[i].
Исключительность/ценность:
Тип действия: Исследование.
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: мордовская.
Ключевые слова:
Ключевые слова (осн.): чулки, костюм, традиция, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: Несколько дней.
[1] Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. — М., 1973; Лузгин А.С. В тесном соседстве. — Саранск, 1987; Мордовский народный костюм: Альбом. — Саранск, 1990; Суслова С.В., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX — начало ХХ вв.). — Казань, 2000.
___________________________________________________