30 марта, 2020
Зимние забавы населения Оренбуржья «Санки»
Катание с горок и сегодня одна из излюбленных зимних забав. Но если в сегодня это считается детским развлечением, то в старину кататься с ледяных горок любила и молодежь.
Но чем только не катались! В ход шли не только сани, но и рогожи, шкуры, плоские «ледянки», «катульки», выдолбленные из дерева «корежки», напоминающие корыто или долбленую лодку. Парни зачастую управляли корежкой не сидя, а стоя на ногах, правя, как настоящей лодкой, при помощи палки или шеста. Иногда из нескольких санок делали целые санные поезда. Санки порою сталкивались, переворачивались, седоки скатывались в снег, то-то было смеху и веселья!
В данном материале будет рассмотрен музейный экспонат — санки,
индивидуального изготовления, предоставленные в экспозицию музея «Русское подворье» Культурного комплекса «Национальная деревня» г.Оренбурга частным дарителем.
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область, Г.Бузулук.
Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии.
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области».
Номер: ORN277
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица имеющие отношения к ОНН:
ФИО Исследователя: Пущаева Ирина Леонидовна 1962г. Рождения рождения.
Место работы: Музей «Русское подворье» Культурного комплекса «Национальная деревня» г.Оренбург, ул.Алтайская д.3.
Описание:
Сани – самая древняя повозка. Кто и когда придумал их, доподлинно неизвестно, однако известно, что сани появились задолго до колеса. В старину сани собирали без гвоздей, при помощи распорок и пеньковых веревок.
Сани были не просто средством передвижения, они имели сакральный смысл, считались средством связи между земным миром и загробным. Многие народы, уже знавшие колесо, в похоронных обрядах использовали сани-полозья.
Самое главное для саней – малый вес, поэтому их изготавливали из хорошо высушенного дерева березы, ясеня. На Руси издавна имелось множество разновидностей этого транспорта: волокуши, дровни, салазки, чунки, возки. Тормозов у русских саней не было, вместо них использовалась шлея, которой останавливали лошадь, или попросту тормозили ногами. Без особых секретов санки было не смастерить.
Особенно трудно при изготовлении саней было правильно загибать полозья. Дерево распаривали, загибали на особых колодках и сушили таким образом полгода. Выезд на санях считался более престижным; летом по траве полозья также хорошо передвигались; в бездорожье, грязь также пересаживались с колес на сани.
Сани были не просто средством передвижения, они имели сакральный смысл, считались средством связи между земным миром и загробным. Многие народы, уже знавшие колесо, в похоронных обрядах использовали сани-полозья.
Катание с ледяных гор было распространено на всей территории России, от крайнего Севера до южных губерний. На Руси скатывание с горы не было простым развлечением. А, скорее, действом, полным тайного смысла. Люди верили, что во время этой, казалось бы, невинной потехи, в человеке и в земле ускорялись жизненные токи. В народной традиции катание людей с гор называлось «бужением земли»: катающийся народ будит её, пробуждает в ней животворящую энергию будущей весны.
Поэтому во время зимних календарных праздников русские люди всех возрастов старались съехать с горы. Детям оживлённая энергия была нужна для роста, молодожёнам — для успешного начала совместной жизни, а старикам — для её продолжения.
Интересно, что горки привлекали не только детей, но и молодежь. Ведь это было своеобразным местом знакомства и представления крестьянской общине молодоженов.
В сельской местности «горками» становились высокие речные берега, а в городах заливали водой естественные возвышения или сооружали деревянные горки. Ледяной скат плавно переходил в длинную расчищенную от снега дорожку, которую на половину тоже иногда заливали водой для ускорения саней.
Санки – неотъемлемый атрибут зимних увеселений. Сегодня они предложены широчайшим ассортиментом моделей. Они используются как удобное средство передвижения по снегу или скатывания с горок.
Кто первый придумал связать две жерди, чтобы получились простые волокуши, доподлинно не известно. Первые найденные археологами прототипы санок датируются II тысячелетием до н.э. Со временем они изменялись и модернизировались. Ими пользовались бедные и богатые. У первых они чаще были необходимы для работы. Дети катались на простых деревянных изделиях по типу современных санок-ледянок. В XII в. в скандинавских странах широко использовались парусные модели. С XVI в. пошла мода украшать санки благородных господ искусной резьбой и позолотой.
На Руси сани ценились больше колесного транспорта. До конца XVII века царственные и высшие церковные особы торжественно выезжали на них даже летом. Ими же пользовались во время свадебных и похоронных процессий. На масленичных гуляниях обязательным было катание с горки. Дети предпочитали маленькие санки-чунки. Молодежь и пожилые люди скатывались на больших многоместных моделях.
В начале ХХ века санки попытались механизировать. Инженер Кузин в 1908 г. приспособил к ним авиационный двигатель. В 1935 г. появился прототип снегоката. В послевоенное время дети катались с горок на надутых камерах автомобильных колес. Это были первые санки-ватрушки (тюбинг). В 60-е годы были изобретены сани-амфибии. С появление новых материалов и технологий санки усовершенствовались и теперь представлены широким разнообразием.
В нашем исследовании рассмотрим образец индивидуального изготовления периода конца 50-х начало 1960х годов прошлого века.
В это непростое время, когда страна еше не совсем оправилась от последствий Великой войны, основные усилия были направлены на восстановления разрушений промышленности и жилья территорий попавших
В зону ведения военных действий.
Товарам народного потребления отводилась второстепенное значение, поэтому каждый радовал своих домочадцев в силу своих возможностей и умения. Ведь дети есть дети и доставить им хоть немного радости было первостепенной задачей родителей.
Перед нами самодельный образец изготовленный в домашних условиях
детских санок выполненный с любовью и тщанием: несмотря на уже почти
70 летний период, прошедший после первого запуска их в эксплуатацию они
Хорошо сохранились. Видно, что за ними хорошо ухаживали и любили.
Сведения об особенности ОНН:
Форма бытования: Аутичная в активном бытовании
Принадлежность:
Этнокультурная принадлежность: русская.
Исключительность/ценность: В музейной экспозиции предмет превращается в документальное свидетельство, в знак, символ конкретного временного периода события или процесса.
В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношения со средой бытования, выявляют присущие ему признаки и характеристики.
В коллекциях и экспозициях экспонат приобретает новые связи с предметами подобными ему или отличными от него данного временного периода.
Учитывая тот факт, что данных предметов осталось мало, представленный экспонат представляет историческую и культурную ценность.
Ключевые слова (осн.): санки, праздник, Оренбургская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.
Сведения о объекте:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность празднования — Количество, объем: 1 шт.